Миротворческая миссия ООН в Кот-д'Ивуаре и командование французского военного контингента, размещенного в этой стране, сообщили во вторник о прекращении сопротивления со стороны войск, остававшихся верными Лорану Гбагбо, который отказался покидать президентский пост после проигрыша на ноябрьских выборах. Накануне ооновские миротворцы нанесли ряд ракетно-бомбовых ударов по позициям Гбагбо, поддержав наступление отрядов признаваемого международным сообществом законно избранным президентом страны Алассана Уаттара на крупнейший город страны Абиджан.
«Все, что у него (Гбагбо) осталось, — это спецназ, но и у них желание и мотивация сражаться сокращаются. После того как они уйдут, не останется никого, кто сражался бы на его стороне», — объявил глава миссии ООН Ён Чжин Чой.
Во вторник три генерала армии Гбагбо объявили в одностороннем порядке о прекращении огня и сложении оружия. Как передает телеканал ABC News, десятки бойцов ивуарийской армии отошли от президентского комплекса и в расположенной неподалеку церкви начали переоделись в гражданское.
Гбагбо, находящийся в подземном бункере под президентским дворцом, заявил по телефону французскому телеканалу LCI, что его войска, состоящие преимущественно из подразделений регулярной ивуарийской армии, объявили о прекращении огня. При этом он утверждает, что не признает Уаттара победителем выборов.
«Я выиграл эти выборы и не веду переговоров о своем уходе», — заявил Гбагбо. «Я нахожу абсолютно невероятным, что целый мир играет в эту карточную игру», — добавил он, ссылаясь на оспариваемые итоги ноябрьских выборов: ЦИК страны первоначально признал победителем Уаттара, набравшего 54,1% голосов, но затем пересмотрел свое решение, так как Конституционный суд аннулировал итоги голосования в семи северных регионах, поддерживавших оппозиционера. Миссия ООН пересмотр итогов выборов посчитала нелегитимным. В то же время Гбагбо дал понять, что до последней капли крови за президентский пост биться не будет.
«Я не камикадзе. Я люблю жизнь. Мой голос — это не голос мученика, нет. Я не ищу смерти», — заявил Гбагбо, добавив: чтобы «мир вернулся в Кот-д'Ивуар, мы с Уаттара должны поговорить». Официальный представитель экс-президента Ауа Дон Мелло подтверждает: «Некоторые вопросы еще обсуждаются, но ничего не подписано».
Франция, выступающая главным сторонником силовых действий в отношении Гбагбо, уверена в скорой передаче власти. «Мы еще чуть-чуть и уговорим его отказаться от власти», — заявил во вторник перед парламентариями в Париже французский министр иностранных дел Ален Жюппе. Как передают информагентства со ссылкой на министров правительства Гбагбо, представители Уаттара заверили их, что все отряды, вошедшие в Абиджан и окружившие президентский дворец, получили строгое распоряжение не причинять вреда претенденту на пост главы государства.
Остается ждать лишь, когда Гбагбо покинет свое убежище. Национальное телевидение, контролируемое Уаттара, во вторник вечером пустило в эфир фильм Оливера Хиршбигеля «Бункер», рассказывающий о последних 10 днях жизни Адольфа Гитлера, скрывавшегося в бункере под Рейхсканцелярией.
Перелом в затянувшемся на четыре месяца противостоянии между двумя претендентами на президентский пост случился на минувшей неделе. Тогда силы Республиканской армии Уаттара (бывшие отряды «Новых сил», повстанческой группировки, сражавшейся на севере против Гбагбо в последнюю гражданскую войну) перешли в наступление на позиции регулярной армии сразу с трех направлений, взяв административную столицу страны Ямусукро и торговый порт Сан-Педро. В понедельник силы Уаттара вступили в Абиджан, где их прорыв поддержали миротворцы ООН и французы. Боевыми вертолетами ООН, обстрелявшими военные базы в Абиджане, управляли украинские летчики.
Сам избранный президент Уаттара вместе со своим кабинетом в течение нескольких месяцев кризиса оставался заблокированным в гостинице Gulf в центре Абиджана под прикрытием сил ООН.