В ежегодном докладе МИД Великобритании «Права человека и демократия – 2010», представленном в минувшую пятницу в Лондоне, Россия вновь попала в число стран, где ситуация с правами человека «вызывает самую большую озабоченность». Компанию ей составляют Белоруссия, Колумбия, Куба, 7 африканских и 15 азиатских государств, включая Туркмению и Узбекистан.
«Несмотря на незначительные реформы и воодушевляющие публичные заявления на тему прав человека в 2010 году, нет доказательств систематических далеко идущих перемен (в России — «Газета.Ru»), — говорится в докладе. – Сохраняются негативные тенденции: ограничение свободы собраний, нападения, обструкция НКО и журналистов, расовая дискриминация и насилие на расовой почве».
Великобритания, указывается в докладе, является единственной страной — членом Евросоюза, у которой формализован процесс консультаций с Россией по проблематике прав человека. Гуманитарные вопросы поднимались на встречах глав МИД двух стран в январе и октябре прошлого года, но помимо этого Лондон оказывает и прямую поддержку российским правозащитным организациям – ассоциации избирателей «Голос», «Правовой инициативе по России», ведущей дела российских жалобщиков в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), «Центру независимых судебных экспертиз», фонду «Социальное партнерство», онлайн-изданию «Кавказский узел», фонду помощи инвалидам «Перспектива», Психиатрическому правозащитному центру, фонду «Международное ненасилие», «Комитету против пыток», а также правозащитному центру «Мемориал».
Доступ к правосудию и верховенство закона
«Доступ к правосудию в России остается не соответствующим норме, а выполнение решений ЕСПЧ остается неполным», — считают аналитики Форин-офиса, ссылаясь на выводы британской межпартийной парламентской группы по правам человека, которая в феврале прошлого года побывала в Чечне. «Их доклад по итогам визита отмечает, что, хотя Россия регулярно выплачивает компенсации жертвам нарушений прав человека, во многих случаях (власти — «Газета.Ru») не смогли обеспечить содержательного расследования этих нарушений, что подпитывает климат безнаказанности и усиливает вероятность повторения подобных случаев и в будущем», — говорится в докладе.
В Форин-офисе подчеркивают, что по-прежнему поддерживают «модернизационную повестку дня президента Медведева» в области верховенства закона, хотя такие явления, как обвинительный приговор по второму делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, и показывают узость проводимых реформ.
Этот процесс «поставил серьезные вопросы о том, как применяется правосудие в России». Озабоченность по этому поводу высказали глава британского МИДа Уильям Хейг и глава европейской дипломатии баронесса Кэтрин Эштон. Так и не завершено расследование гибели в СИЗО юриста фонда Hermitage Capital Management Сергея Магнитского, отмечают дипломаты.
В докладе говорится, что российское правительство внесло пакет реформ, в большей степени обеспечивающих ожидающих суда в заключении доступом к здравоохранению, а также либерализующих применение такой меры пресечения, как арест, в отношении слабых здоровьем. Британский МИД приветствовал и ратификацию Россией 14-го протокола к Европейской конвенции о правах человека, ускоряющего процедуру рассмотрения жалоб в ЕСПЧ.
В то же время британские дипломаты обеспокоены новым законом «О полиции», по которому полиция получит право «чрезмерного вторжения» в частную жизнь и в деятельность частного бизнеса. То же самое касается и расширения полномочий ФСБ, которая получила право вынесения предупреждений по факту «создания условий» для совершения преступлений.
Безопасность правозащитной деятельности
Правозащитники в 2010 году продолжали рисковать своей жизнью и здоровьем, пришли к выводу эксперты британского МИДа. «Продолжил царить повсеместный климат безнаказанности, вылившийся в продолжительную серию нападений на правозащитников, обстоятельства которых так и не были раскрыты», — говорится в докладе. Особое внимание обращается на случаи избиения дагестанского адвоката Сапият Магомедовой и химкинского эколога Константина Фетисова, отсутствие подвижек в делах Анны Политковской и Натальи Эстемировой.
Прямое давление оказывается на НKO и со стороны властей. В сентябре минувшего года были организованы экстренные проверки 38 российских и международных неправительственных организаций. Напоминают британские дипломаты и о судебном преследовании общества «Мемориал» чеченским главой Рамзаном Кадыровым, а также об осуждении на пять лет екатеринбургского правозащитника Алексея Соколова, боровшегося за права заключенных.
Свобода слова, совести и собраний
Россия остается подцензурной страной, ссылаются британские дипломаты на данные неправительственной организации «Репортеры без границ», поставившей страну на 140-е место из 178 возможных в индексе свободы слова. В течение 2010 года были совершены 12 убийств журналистов (в том числе и по чисто уголовным мотивам); на 58 представителей СМИ были совершены нападения (самым резонансным стало избиение в ноябре журналиста ИД «Коммерсантъ» Олега Кашина); 90 репортеров задерживались ФСБ, а в отношении 45 журналистов были возбуждены уголовные дела.
«Телевизионные новости остаются уделом государственных телеканалов, которые очень редко освещают деятельность оппозиционных политиков или критически оценивают работу правительства, — отмечается в докладе. – Некоторые газеты и радиостанции были способны занимать более независимую позицию, но самоцензура широко распространена, и редакторы избегают затрагивать чувствительные темы — политику правительства в области прав человека, на Северном Кавказе или обвинения в коррупции на высшем уровне».
Особое беспокойство британских дипломатов вызывает систематическое нарушение российскими властями права на свободу собраний, которую в России отстаивает в том числе и коалиция «Стратегия-31». «Новый 2010 год начался с задержания ветерана правозащитного движения 82-летней Людмилы Алексеевой на предновогодней демонстрации на Триумфальной площади в центре Москвы», — отмечают докладчики. После года запрещений 31 октября и 31 декабря столичные власти разрешили проведение митингов на этой площади, «но массовые аресты протестующих и оппозиционных политиков в декабре обратили позитивную тенденцию вспять».
В отношении свободы вероисповедания российское правительство, «в общем, продолжает уважать конституционные гарантии», хотя «некоторые небольшие религиозные группы и стали объектом ограничений»: дипломаты указывают, что, в частности, в некоторых регионах были запрещены молитвенные собрания «Свидетелей Иеговы» (организация запрещена в России).
Честные выборы
Выборы в единые дни голосования 14 марта и 10 октября прошлого года, согласно оценкам независимых наблюдателей, прошли с «широкими нарушениями» как в ходе кампаний, так и в сами дни выборов. Злоупотребления состояли в «нарушениях при подсчете голосов, жульническом использовании открепительных бюллетеней, давлении работодателей на сотрудников, подкупе избирателей». Часть оппозиционеров не были допущены к выборам «из-за обвинений в ошибках административного толка», в то время как кандидаты от «Единой России» «использовали государственные ресурсы для поддержки своих кампаний».
Права женщин и меньшинств
«Гендерная дискриминация при приеме на работу остается общим местом: при описании множества профессиональных позиций указываются пол и возраст. В некоторых частях Северного Кавказа женщины остаются жертвами «убийств чести», свадебных похищений, полигамии и насильственного следования исламскому дресс-коду», — говорится в докладе и помимо прочего указывается, что 80% российских женщин хотя бы раз в жизни становились жертвами домашнего насилия.
Меньшинства остаются в России самой уязвленной категорией населения, и это касается как представителей ЛГБТ-сообщества, так и, например, инвалидов. В 2010 году гей-парад в Москве был вновь запрещен, хотя в октябре ЕСПЧ и вынес вердикт, что подобный запрет нарушает право на свободу собраний, а также представляет собой практику противозаконной дискриминации на основе сексуальной ориентации. Инвалиды, число которых в России насчитывает до 12 млн человек, продолжают сталкиваться с повседневной дискриминацией при получении образования или приеме на работу, несмотря на существующее законодательство, гарантирующие им равноправие. Существенной проблемой остается расовая дискриминация. Жертвами преступлений на почве национальной и расовой ненависти стали 37 человек, ранены были еще 368, приводятся в докладе цифры российской правозащитной организации «Сова».