В России назревают политические перемены, утверждают эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР) в докладе «Политический кризис в России и возможные механизмы его развития» (текст доклада, который будет представлен в понедельник, есть у «Газеты.Ru»).
ЦСР — одна из ключевых экспертных организаций, готовящая аналитические разработки для администрации президента и правительства. В прошлом ЦСР возглавляли Герман Греф (сейчас глава попечительского совета центра) и нынешний министр экономического развития Эльвира Набиуллина; сейчас центром руководит бывший замминистра экономики Михаил Дмитриев, а в попечительский совет входит вице-премьер Дмитрий Козак.
Нынешний документ — своего рода ответ появившемуся ранее докладу Института современного развития (ИНСОР) «Стратегия-2012». Эксперты этой организации опубликовали программу политических изменений, которую заявили как план действий для второго срока Дмитрия Медведева.
Авторы документа ЦСР — сам Дмитриев и социолог Сергей Белановский — отмечают, что в целом согласны с докладом ИНСОРа, но добавляют, что в нем не учитывается факт
«быстро нарастающего процесса делегитимизации российской власти, растущего недоверия населения к ее ключевым лейблам: президенту Медведеву, премьер-министру Владимиру Путину и «партии власти» «Единой России».
Падения рейтинга Путина ждали с 2000 года, когда он впервые стал президентом, напоминают эксперты. Однако падать он начал «на пике веры в его «непотопляемость». С мая 2009 года по март 2011 года рейтинги доверия к Медведеву упали на 7%, с 58% до 51%, рейтинги Путина – на 14%, с 71% до 57%, а рейтинг «Единой России» — на 11% (с 56% до 45%), свидетельствуют данные фонда «Общественное мнение», на которые ссылаются эксперты. Рейтинги недоверия, напротив, растут: у Медведева за тот же период рейтинг недоверия вырос на 5%, с 12% до 17%, у Путина – на 7%, с 9% до 16%.
«Тенденция к делегитимизации сегодняшней российской власти проявила себя не только в снижении рейтингов, но и в результатах голосования на региональных и муниципальных выборах 13 марта 2011 года, в ходе которых, невзирая на использование административного ресурса, «Единая Россия» получила небывало низкие результаты», — отмечают эксперты.
Тем не менее в ЦСР выражают недоверие социологическим данным о выравнивании электоральных рейтингов Медведева и Путина летом минувшего года, отмечая, что альтернативные замеры, в том числе самого ЦСР, говорят о значительном превосходстве рейтинга Путина над рейтингом Медведева. В опросах ЦСР в 2010/11 годах рейтинг Медведева стабильно был в 1,5–2 раза ниже.
При этом «набирает силу тенденция «проголосую за кого-то третьего, не за Путина или Медведева», отмечено в документе.
Так, в опросе, проведенном ЦСР с марте этого года в пяти городах, включая Москву, рейтинг Медведева составил 22% (в группе 35–54-летних – 16%), рейтинг Путина – 33% (в Москве 20%), а рейтинг «кого-то третьего» – 14% (не в Москве 16%). Чаще всего – 19% — «кого-то третьего» выбирали респонденты мужского пола.
Люди не только перестали бояться «третьего», но и начинают желать его появления. При этом часто звучат высказывания, что реально такого третьего пока нет, а если он появится, то власти сделают все, чтобы не допустить его к выборам. Медведев в фокус-группах выглядит неизбираемым, говорится в докладе. Путин сохраняет часть своего электората, но и его преданность основывается на прежних заслугах экс-президента.
Авторы выражают сомнение в жизнеспособности механизма преемничества в России, так как даже первый опыт его применения (переход власти от Путина к Медведеву) вызвал возмущение в самых разных слоях общества.
«Если предположить, что выборные кампании 2011–2012 годов пройдут запланированным образом, они в любом случае нанесут очень сильный удар по легитимности власти вследствие очевидного факта политического манипулирования, — говорят эксперты. — Этот удар по легитимности наложится на стихийно формирующийся тренд делегитимизации, который и сам по себе развивается достаточно быстро». Снижение авторитета власти может наложиться на «серьезный бюджетный кризис» и ускорение инфляции, ожидаемые экономистами в поствыборный период. Для преодоления этого кризиса власти придется урезать социальные расходы, что воспринимается населением крайне болезненно, говорится в докладе. Дополнительным фактором, снижающим легитимность Путина, является его возраст: респонденты перестают воспринимать его как молодого лидера, отмечают эксперты.
«Если тенденции падения доверия к властям сохранят устойчивость хотя бы на протяжении ближайших 10–15 месяцев, то Россию ждет политический кризис. Не исключено, что по своей интенсивности этот кризис превзойдет период конца 1990-х и вплотную приблизится к эпохе конца 1980-х», --
предупреждают эксперты.
Чтобы избежать негативных последствий кризиса легитимности, ЦСР советует властям «плавно и легитимно изменить политические институты», обновить «политический контент» вместе с первыми тремя эшелонами политиков. Это поможет снизить «риск неуправляемого развития ситуации» в России, где «нарастает запрос населения на прорыв официозной риторики и переход к политическому контенту, отражающему «правду жизни», считают эксперты.
Результаты нынешних соцопросов «поразительно напоминают» исследования 1987 года, когда люди также демонстрировали усталость от «предельно скучной и не имеющей отношения к жизни» риторики советских властей.
Конкретное содержание реформ ЦСР предлагает выработать в ходе общественной дискуссии. Такая дискуссия уже фактически идет в экспертном сообществе, говорят эксперты.
ЦСР предлагает провести реформу в два этапа. Первый нужно осуществить в ходе думских выборов в декабре, второй – в ходе президентских выборов, которые предлагается перенести с марта на июнь 2012 года. Эксперты советуют отказаться от попыток «любой ценой» обеспечить парламентское большинство «Единой России» в ходе думских выборов. По итогам кампании следует сформировать коалиционное правительство с привлечением представителей оппозиционных партий, что «послужит дисциплинирующим фактором» для оппозиции.
Обновление политического поля рекомендуется начать с создания партии, выражающей взгляды среднего класса Москвы и крупных городов России. В столице численность такого электората оценивается в 40%, в российских городах – в 15–20%. Представители столичного среднего класса находятся в оппозиции к премьеру Путину и «Единой России», но «наименее радикализованы», отмечают исследователи.
«Демонстративное пренебрежение» точкой зрения среднего класса в последнее десятилетие эксперты называют «большой политической ошибкой власти».
Второй этап реформы должен быть осуществлен в ходе президентской избирательной кампании, считает ЦСР. В условиях «быстрого падения кредита доверия первым лицам государства» эксперты предостерегают от проведения нечестных выборов. Если кандидатом станет Путин или Медведев (то есть будет выбран инерционный сценарий), для обеспечения их победы потребуется гораздо более жесткое использование административного ресурса, что только ускорит процесс делегитимизации власти, полагают в ЦСР.
«Новый президент России фактически будет лишен возможности эффективно исполнять свои функции в условиях объективно очень сложной ситуации. Отсутствие в стране эффективной власти может открыть путь для реализации самых деструктивных политических сценариев», — говорится в докладе.
Доклад ЦСР не направлялся ни в какие властные инстанции: направлять его туда не планируется, сказали «Газете.Ru» в центре. «Мы считаем, что после публикации полной версии доклада на сайте ЦСР и краткой версии в СМИ он не останется незамеченным ни со стороны власти, ни со стороны общества в целом. Тем самым будет инициирована дискуссия на тему политического кризиса, которой до этого не было. Причина написания этого доклада не чей-то заказ; в социальных исследованиях нужно было отразить перелом, который назрел в социальных тенденциях», — пояснили «Газете.Ru» в ЦСР.
Представитель администрации президента сказал, что с докладом ЦСР сейчас не знаком.
Доклад ЦСР не противоречит докладу ИНСОРа, считает член правления последнего Евгений Гонтмахер: «Они (ЦСР) — наши единомышленники. Мы все говорим, что ситуация плохая и нужно искать способы для выхода из нее». Эксперт не сомневается, что власти со всеми экспертными докладами знакомятся.
Активизации экспертной дискуссии о будущем страны способствуют общая ситуация в стране и появление двух центров власти — президента и премьер-министра, объясняет вал появляющихся докладов вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. С одной стороны, наблюдается падение рейтингов первых лиц государства, вызванное утратой обществом понимания своих перспектив после кризиса, с другой — уменьшается количество тем, которые считались табуированными еще несколько лет назад, отмечает эксперт. «Это идет с 2008 года, когда в своем послании федеральному собранию Медведев критически высказался о чиновниках», — напомнил Макаркин. Свою роль в появлении «небольшой плюрализации» сыграли и доклады ИНСОРа, «за которые ИНСОРу ничего не было», считает эксперт.
Власть услышит экспертов, прогнозирует Макаркин, напоминая, что Путин уже собирает либеральных экономистов, из-за того что сырьевая модель экономики зашла в тупик.