Сразу три генерала йеменской армии перешли в понедельник на сторону оппозиции. Протесты в этой стране не стихали последние два месяца. Оппозиция уже который день выводит на улицы столицы страны Саны тысячи своих сторонников с требованием отставки президента Али Абдуллы Салеха.
В понедельник генерал-майор Али Мохсен Салех, возглавляющий 1-ю бронетанковую дивизию йеменских вооруженных сил, объявил о вводе в столицу танков, призванных обеспечить безопасность противников президента.
Вслед за считавшимся близким президенту генерал-майором Мохсеном Салехом, командующим северо-западным военным округом, в поддержку оппозиции выступили командующий восточным военным округом бригадный генерал Мохаммед Али Мохсен аль-Ахмар и командующий правительственными силами в провинции Амран бригадный генерал Хамид аль-Кошейби.
«Мы объявляем о мирной поддержке мирной революции молодежи и ее требований и собираемся исполнить свой долг — обеспечить безопасность и стабильность в столице», — заявил Мохсен Салех в эфире катарского телеканала Al Jazeera. По его словам, это не его личное заявление, а выражение «эмоций офицеров и командующих войсками, которые вышли из народа и защищают народ». По оценкам газеты The Yemeni Post, на сторону оппозиции перешли в общей сложности до 60% наличного состава вооруженных сил страны.
Военачальник не стал однозначно требовать отставки президента Абдуллы Салеха, занимающего свой пост с момента объединения страны в 1990 году, но дал понять, что считает режим недееспособным: «Йемен сегодня страдает от всеобщего и опасного кризиса. Отсутствие диалога и подавление мирных протестов в публичной сфере вылились в кризис, который углубляется каждый день».
Ситуация в Йемене, который лихорадит уже более двух месяцев, накалилась после пятничного побоища, устроенного в столице силовиками и проправительственными боевиками.
В тот день после пятничной молитвы, выбранной всеми революционными движениями арабского Востока для консолидации сил, йеменские правоохранители, поддержанные армейскими частями и вооруженными формированиями верных Абдулле Салеху кланов, открыли огонь на поражение, стреляя по демонстрантам из автоматов Калашникова, в том числе с крыш.
От рук правительственных сил в пятницу в столице погибли не менее 45 человек.
Президенту пришлось выступить с заявлением, что он, как отец нации, сожалеет о «смерти своих детей». Но сожалений оказалось мало. Похороны провозглашенных «мучениками демократии» погибших вылились в новые масштабные акции протеста, а лагерь президента начал стремительно пустеть.
В выходные с Абдуллой Салехом начала повторяться точь-в-точь та же история, что с ливийским диктатором Муамаром Каддафи в первые дни народного восстания.
В знак протеста против насилия правительство покинули несколько ключевых министров, после чего президенту пришлось отправить в отставку весь кабинет. Отказались исполнять свои обязанности и поддержали оппозицию постпред Йемена при ООН Абдулла Альсаиди, а также посол Йемена в Саудовской Аравии
В отличие от Туниса и в меньшей мере от Египта, президенту Абдулле Салеху есть на кого опереться: до сих пор президент пользовался поддержкой значительной части общества, в котором сильны племенные и клановые традиции. Но если раньше численность антиправительственных и проправительственных демонстраций была примерно равна, то в минувшую пятницу на марш оппозиции вышли рекордные 100 тысяч человек. Сейчас против президента выступил крупнейший в Йемене племенной союз хашид, к которому принадлежит и родной клан главы государства санхан. Лидер союза шейх Садик аль-Ахмар призвал президента «уйти мирно».
В Сирии в минувшие выходные подразделения вооруженных сил были брошены на подавление беспорядков в южном городе Дераа. В пятничных столкновениях там погибли пять манифестантов. Полиция открыла огонь на поражение после того, как толпа под лозунгами «Аллах! Сирия! Свобода!» попыталась разгромить правительственные здания, в частности подожгла штаб-квартиру местного отделения правящей партии БААС. В субботу и воскресенье похоронные процессии вылились в новые многотысячные манифестации, которые власти разогнали при помощи слезоточивого газа и резиновых пуль.
В понедельник на улицы города вышли уже тысячи протестующих, сообщает Reuters.
Ответ сирийских властей на угрозу 50-летней монополии на власть партии БААС и ее лидеру, президенту Башару Асаду, наследовавшему в 2000 году своему отцу Хафезу, был быстрым. Танки перекрыли въезды в город, чтобы не допустить недовольных социалистическим режимом Асада на похороны последней жертвы столкновений — 23-летнего Райеда аль-Керада, застреленного правоохранителями в ходе стычки в воскресенье.
В Дераа для расследования обстоятельств случившегося выехала специальная правительственная комиссия во главе с министром юстиции Ахмедом Юнисом. Несмотря на то что массовые акции на юге Сирии, особенно в провинции Хауран, страдающей от продовольственного кризиса, проходят под лозунгами, требующими борьбы с коррупцией и чиновничьим произволом, сирийские государственные телеканалы винят в обострении ситуации неких «подстрекателей», а также «палестинских экстремистов». В понедельник протесты распространились и на город Джасим в 40 км к северу от Дераа. Здесь на улицы вышли сотни протестующих.
Сирийские оппозиционеры, частью живущие в вынужденной эмиграции, рассчитывают, что народные волнения расшатают режим Асада. Еще в январе сирийский президент утверждал на страницах The Wall Street Journal: «Сирия — стабильная страна». «Число (протестующих) не отражает значения этих событий и уровень народного гнева, — заявил изданию Al-Masry Al-Youm диссидент Айман Абдул Нур. — Все начнется с малого, так же как в Египте, но потом вырастет во что-то большое».