Коалиция без целей
К третьему дню военной операции «Одиссея рассвета» в Ливии истребителям коалиции удалось практически целиком уничтожить систему ПВО страны и взять под контроль воздушное пространство. По последним данным, уничтожены 20 из 22 объектов. Зенитно-ракетные комплексы, судя по поступающим сообщениям, остаются в более-менее рабочем состоянии лишь в районе резиденции Каддафи. По словам директора Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, в минувшие выходные союзники провели классическую первую фазу военно-воздушной операции, уничтожая систему ПВО Ливии.
«Второй фазой станет удар по наземной технике, танкам, военным базам и, возможно, гражданской инфраструктуре на подконтрольной Каддафи территории», — сказал Пухов «Газете.Ru».
По оценке западных экспертов, воздушная операция может занять от одной до трех недель, после чего придется определяться с дальнейшей стратегией. Пухов уверен, что воздушная операция, скорее всего, не позволит решить боевых задач полностью и тогда союзники пойдут на высадку ограниченного контингента. Это потребуется в случае боев за Триполи и ряд других ключевых городов. Против военной мощи союзников ливийской машине не выстоять, считает Пухов. По его словам, главными городами, на которых держится власть Каддафи, являются столица Ливии Триполи и родной город ливийского правителя Сирт.
Сейчас резолюция № 1973 Совбеза ООН не допускает проведения наземных операций в Ливии, но, как полагает директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев, он не удивится, «если в целях предотвращения гражданской войны будет принята еще одна резолюция», которая позволит ввести в Ливию контингент.
Наблюдатели отмечают хаотичность и авантюрность проводящейся операции. «Это чистейшей воды авантюра», — согласен и политолог Евсеев. Так, до сих пор толком не понятно, что является основной целью ударов.
Глава минобороны Великобритании Уильям Хейг заявил, что Каддафи – «одна из законных целей операции». Но представитель Пентагона вице-адмирал Билл Гортни сказал, что задача свергнуть ливийского лидера не ставилась.
Кстати, местонахождение самого ливийского лидера сейчас неизвестно.
Операция может приобрести затяжной и бессмысленный характер. В этом уверен директор Института Африки РАН, бывший специальный представитель президента России по связям с главами африканских государств Алексей Васильев. «Накануне начала операции руководитель ЦРУ сказал, что силы Каддафи побеждают и что для перелома ситуации в пользу восставших простого закрытия военной зоны будет мало», — говорит Васильев. Он, впрочем, считает, что США все равно не введут на территорию страны сухопутные войска, но могут «предоставить возможность продемонстрировать мускулы Франции и Великобритании».
Ответ Каддафи
В условиях полного военного превосходства западных стран Каддафи вынужден идти на военные хитрости. Помимо уже ставших известными «живых щитов», в понедельник стало известно, что военные, верные Каддафи, переодеваются в гражданскую одежду, пишет Reuters со ссылкой на очевидцев.
Все это сильно затрудняет возможности авиационных налетов. Представители британских вооруженных сил заявили, что минувшей ночью были вынуждены отказаться от удара по ряду целей из-за опасности вызвать жертвы среди мирных граждан.
Несмотря на бомбардировки, войска Каддафи продолжают ожесточенные бои с повстанцами. Центром борьбы в понедельник стал город Мисрата. По данным «Аль-Арабии», повстанцы все-таки сумели взять его под контроль и оттеснить силы правительства. Аналогичным образом ситуация складывалась в районе Бенгази. При поддержке авиации коалиции войска Каддафи были оттеснены к Адждабии, а ливийские правительственные силы потеряли множество бронетехники.
Повстанцы опасаются, что союзники могут остановиться. «Все преимущество Каддафи было в танках и ракетах. Мы не могли противостоять им, но теперь мы снова можем двигаться вперед. Нам еще нужно сражаться, но, как только они поймут, что уже не победят нас, все будет кончено для Каддафи», — заявил в интервью газете Guardian один из лидеров повстанцев Ахмед аль-Дивани.
Состояние сил Каддафи и повстанцев оценить сложно. «Армия как таковая в Ливии отсутствует: частично она разбежалась, а частично перешла на сторону повстанцев, — говорит Владимир Евсеев. — Кроме того, в 80-х Каддафи активно занимался военной подготовкой обычных жителей, пропагандировал политику вооруженного народа и по всей территории Ливии разместил склады с оружием, которые повстанцы в первую очередь и захватили». Именно из-за захвата складов понять, чем оснащены повстанцы и чем их противники, почти невозможно, считает эксперт.
«Кроме того, техника, среди которой много советской, находится в очень плохом состоянии: последние 25 лет ее нормально не обслуживали, и невозможно сказать, какая рабочая, а какая нет, — продолжает Евсеев. – Нет уверенности в работоспособности танков и самолетов. Уровень подготовки летчиков крайне низок — они могут летать только в самых простых условиях. Поэтому Каддафи использует авиацию больше для устрашения, а основные бои ведет на земле».
Про ливийских повстанцев известно еще меньше. Еще до начала войны против режима Каддафи протестовали около 100 тысяч человек — сколько из них воюет, непонятно. У них точно есть танки T-55 и T-72, полевая реактивная система БМ-21 «Град», боевой истребитель МИГ-23, совершивший свой первый полет в 1967 году, несколько транспортных самолетов, в том числе АН-26. Зато на вооружении союзников находятся военные самолеты четвертого и пятого поколений, а одной из главных ударных сил являются ракеты «Томагавк», находящиеся на вооружении ВВС США. Всего только за последние сутки артиллерия США произвела 124 пуска «Томагавков».
По мнению Евсеева, война в Ливии вполне может закончиться разделением страны. «Каддафи будет сопротивляться до последнего. Он видел судьбу Саддама Хусейна, видел судьбу Милошевича и, несмотря на разницу вооружений, будет до конца бороться за сохранение собственной власти, потому что у него нет другого выхода», — говорит Васильев.
Политические интересы
«У французского президента Никола Саркози скоро выборы (в 2012 году – «Газета.Ru»), — рассуждает главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Георгий Мирский. — Он решил набрать политические очки, подчеркнув, что он является верховным главнокомандующим, который сумел за считанные дни сформировать международную коалицию».
Недавно избранный премьер Великобритании Дэвид Кэмерон, по его словам, хочется утвердиться в качестве политического лидера страны и мог вдохновиться примером Маргарет Тэтчер, которая в свое время также поддержала действия США против Ливии.
«Война Кэмерону не очень нужна, но, поддерживая действия Франции и США, он приобретает себе долгосрочных союзников», — уверен Мирский. Меньше всего, по мнению Мирского, войны в Ливии хочет Барак Обама, но он «оказался заложником положения». Притом что управление операцией, получившей название «Одиссея. Рассвет» возложено на США. Ранее Роберт Гейтс не исключал, что ответственность за командование может быть переложена на Францию или Великобританию.
О разногласиях в руководстве России из-за Ливии читайте в отдельном материале «Газеты.Ru».