Председатель ВАС Антон Иванов выступил в понедельник с революционной идеей. Он предлагает отказаться от участия исполнительной и законодательной властей в процессе назначения глав региональных и районных судов. «Мы предлагаем, чтобы председателей и зампредов всех арбитражных судов назначал пленум ВАС, председателей и зампредов областных судов (общей юрисдикции) — пленум Верховного суда (ВС), а председателей и зампредов райсудов — собрание судей или президиумы областных судов», — сказал Иванов «Газете.Ru».
Из процедуры назначения председателей упомянутых судов должны быть исключены проверки со стороны правоохранительных и налоговых органов, считает Иванов.
«Нет смысла проводить проверки со стороны налоговых органов, так как все судьи каждый год подают декларации (о доходах), которые и так должны проверяться. Что касается проверок со стороны правоохранительных органов, то в них также нет необходимости: переход к такому подходу к назначению председателей и зампредов судов может сопровождаться реализацией идеи частичного снятия неприкосновенности», — пояснил собеседник «Газеты.Ru».
По закону «О статусе судей» назначение председателей региональных и районных судов, а также их заместителей производится президентом России по представлению председателей соответственно ВАС (если речь об арбитраже) и ВС РФ. Для председателя и зампреда регионального суда также требуется положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей, а для главы и заместителя районного суда — заключение региональной квалификационной коллегии судей. Глав высших судов — ВАС и ВС — назначает Совет федерации по представлению президента России. Им также требуется положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей. Председатели всех судов назначаются на 6 лет, после чего могут быть переназначены.
Практику назначения глав высших судов — ВАС и ВС — Иванов менять не предлагает. Для этого, по его словам, потребовалось бы изменить Конституцию, «что невозможно, да и не нужно».
Также не предлагается менять систему назначения судей в целом, сказал председатель ВАС. «Речь идет только о председателях и зампредах, уже являющихся судьями», — уточнил Иванов.
Изменение системы назначения председателей региональных и районных судов гарантируют, что «председатели и зампреды перестанут оглядываться на исполнительную власть при принятии решений».
Формально местные власти участвуют только в процедуре назначения судей, из закона их участие в процессе назначения председателей региональных и районных судов не следует.
На самом деле процедура назначения председателей этих судов включает составление «объективки» на кандидатов главным федеральным инспектором с последующим рассмотрением документа полпредом президента и кадровым управлением администрации президента, пояснил «Газете.Ru» источник в одном из высших судов. Ту же процедуру проходят кандидаты в судьи, а кандидаты в председатели и зампреды судов — минимум дважды. «Как будто вновь переназначают судьей», — пояснил источник.
Предлагаемое изменение системы назначения председателей судов не усилит зависимости нижестоящих судов от вышестоящих, от их мнения и сейчас многое зависит при назначении глав и заместителей нижестоящих судов, говорит Иванов. «Куда важнее то, что увеличится независимость от исполнительной и законодательной властей, судебная система будет отгорожена от других ветвей власти в большей мере, чем сейчас», — пояснил свой замысел глава ВАС.
По словам Иванова, с президентом он свою инициативу еще не обсуждал, предварительное обсуждение было только с ВС: «В целом этот подход находит понимание, однако идея требует значительной проработки».
Сомневается в действенности предложенной Ивановым меры судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова. «Сейчас судьи после назначения, как правило, теряют связь с органами, которые их назначили. А при изменении системы они будут зависеть от судебной бюрократии, через которую действует исполнительная власть. Ведь если властям что-то надо продиктовать (суду), они не делают это сами, а действуют через судебную бюрократию», — пояснила собеседница «Газеты.Ru». Впрочем, то, что назначения председателей судов предлагается передать коллегиальным судейским органам — пленуму и президиумам, может несколько снизить давление на них со стороны вышестоящих инстанций, отметила Морщакова.