Столица Ливии Триполи остается под контролем сил Муамара Каддафи. Громкие угрозы с востока страны, контролируемого силами восставших, начать военную операцию по захвату столицы остались угрозами. Режим Каддафи отметает всякую возможность переговоров, не готовы к диалогу и оппозиционеры, сформировавшие в Бенгази альтернативное правительство во главе с бежавшим из Триполи экс-министром юстиции Мустафой Мохаммадом Абделем Джалилем.
В воскресенье к жителям ливийской столицы в очередной раз обратился сын Каддафи Сейф аль-Ислам. На этот раз он призывал освободить страну от «бандитов и лжецов» с капота автомобиля.
Как передает ИТАР-ТАСС, Каддафи-младший заявил, что враги Ливии «распространяют лживую информацию о том, что полиция и армия переходит на стороны бандитов». «Это неправда, — сказал он. — Сегодня мы покажем им, на чьей стороне действительно находится ливийский народ». В Триполи идет организованная правительством раздача единовременных денежных пособий в 500 ливийских динаров (12 тыс. рублей), на улицах города выстроились толпы.
Такие же толпы выстраиваются на сборных пунктах в Бенгази и других городах, контролируемых восставшими: революционные «народные комитеты» собирают «освободительную армию свободной Ливии», отряды которой уже выдвигаются в западном направлении, минуя остающийся под контролем Каддафи портовый город Сирт.
В Бенгази тем временем сформирован ливийский национальный совет во главе с бывшим министром юстиции Мустафой Мохаммадом Абделем Джалилем. В него вошли представители дезертировавшего военного командования, вожди ливийских племен, адвокаты и университетские профессора, а также выдвиженцы молодежной интернет-оппозиции. Под контроль восставших переходят все новые объекты военной инфраструктуры: как сообщает катарский телеканал Al Jazeera, революционные силы взяли под контроль крупнейший военный аэродром Аль-Банин неподалеку от Бенгази (гражданский аэродром города — его взлетно-посадочная полоса — уже в вторую неделю не пригоден для приема самолетов).
Фронда ширится: по сообщениям Al Jazeera, компьютерные системы двух крупнейших ливийских мобильных операторов были взломаны, в результате чего баланс всех абонентов произвольно увеличился. Впрочем, мобильная связь в Ливии теперь практически не действует.
Каддафи потерпел еще один удар — его покинула украинская медсестра, 38-летняя Галина Колотницкая, последние годы сопровождавшая ливийского вождя во всех зарубежных поездках. Американские дипломаты, свидетельствовали документы, обнародованные Wikileaks, отзывались о ней как об «умопомрачительной блондинке», самым тесным образом связанной с Каддафи.
Тем временем правительственные силы, сообщает Reuters, перегруппировываются, чтобы взять в осаду Эз-Завию, ближайший к Триполи на западном направлении город, контролируемый восставшими. По информации агентства, город окружает подразделение численностью до 2 тыс. человек, ведущее гранатометный обстрел поселения. Генерал-диссидент Ахмед аль-Гатрани обещает перебросить с востока страны отряд вооруженных революционеров.
США наконец официально объявили, что готовы оказывать «всю возможную помощь» силам восставших.
Как сообщает AFP, госсекретарь США Хиллари Клинтон накануне встречи в Женеве с верховным комиссаром ООН по правам человека Нави Пиллай полностью поддержала усилия ливийцев по свержению своего правителя. «Я думаю, слишком рано говорить, как это обернется, — заявила она о ливийских событиях. — Но мы будем готовы сами и будем готовы предоставить всю возможную помощь всем, кто захочет получить ее от Соединенных Штатов». На уходе Каддафи настаивают не только в Вашингтоне, но и в столицах Европейского союза. США и ЕС, пояснила Клинтон, в ближайшее время выработают единый подход в отношении того, каким образом помогать ливийцам «самоорганизовываться в посткаддафиевское время». В пятницу Совбез ООН наложил на Ливию широкий спектр санкций, включающий эмбарго на поставку оружия, арест зарубежных счетов ливийского руководства и запрет на въезд его представителей в страны ООН.
В Совете по правам человека ООН в понедельник ожидаются новые дебаты по ливийскому вопросу с участием в том числе Клинтон, ее российского коллеги Сергея Лаврова, а также представителей Египта, Иордании и Туниса, затронутых общеарабскими волнениями.
Накануне в Тунисе, где 14 января произошла революция, завершившаяся бегством из страны президента Зина аль-Абидина бен Али, прошла новая 100-тысячная демонстрация протеста против политики властей. Премьер Мохаммед аль-Ганнуши, возглавивший кабинет еще при бен Али, ушел в отставку.
Новым премьер-министром Туниса стал Беджи Каид Себси, бывший министром иностранных дел под руководством предыдущего президента Хабиба Бургибы. Аль-Ганнуши обвиняли в слишком тесных связях с клептократической кликой бен Али, злоупотребления которого были вскрыты после революции. «Моя отставка поспособствует созданию лучшей атмосферы для этой новой эры», — согласился в телеобращении к нации экс-премьер. В то же время обстановка в одноименной столице Туниса остается накаленной. Армия, переход которой на сторону революционной молодежи предрешил исход январской революции, сейчас разгоняет протестующих слезоточивым газом и строит баррикады вокруг финансового центра столицы, где не прекращаются попытки погромов.
В воскресенье ожесточенные столкновения впервые произошли в Омане. В результате от рук полиции погибли шесть манифестантов.
Общеарабские волнения перекинулись в выходные на очередную монархию Персидского залива — султанат Оман. В портовом городе Сохаре состоялась многотысячная демонстрация под лозунгами борьбы с коррупцией, понижения стоимости жизни и ограничения власти единоличного правителя, султана Кабуса. Около тысячи человек попытались перекрыть дорогу, ведущую в промышленную зону города, после чего полиция применила слезоточивый газ и резиновые пули. Как сообщает Reuters, один из свидетелей событий видел, как полиция применила и боевые патроны.
Султан Кабус отреагировал оперативно. Об объявил, что в ближайшее время за государственный счет будут трудоустроены до 50 тыс. человек, пособие по безработице вырастет до $390 в месяц, а его кабинет рассмотрит возможность передачи части властных полномочий национальному парламенту — шуре, ранее имевшему лишь консультативные функции.