Восстание в Ливии перекинулось на столицу Триполи. В ночь на понедельник в городе впервые раздался звук автоматных очередей. По всему Триполи в воскресенье прокатилась волна беспорядков, возобновившаяся с новой силой утром следующего дня.
Восставшие подожгли главное правительственное здание Ливии, так называемый «Дворец народа», где заседает Всеобщий народный конгресс. Огонь пытаются потушить пожарные команды, передает Reuters с места событий. Одновременно нападению подверглась штаб-квартира гостелеканала Al Jamahiriya-2, государственная радиостанция, здание национальной разведки и несколько полицейских участков.
Ночью и утром яростные столкновения произошли в столичных рабочих кварталах Гурджи, передает AFP со ссылкой на свидетелей событий. Очевидцы сообщают, что вооруженные противники режима Муамара Каддафи взяли под контроль как минимум четыре района столицы. Собравшись вечером на Зеленой площади, они попытались выдвинуться на штурм один из дворцов диктатора, но были разогнаны полицией, применившей слезоточивый газ. «Газ везде, даже в домах», - сообщил с места событий бывший ливийский сотрудник Reuters. Утром в понедельник объектом атаки стала штаб квартира государственного телевидения и здания госучреждений, сообщает AFP.
Пока недовольные режимом Каддафи вступали в первые стычки с армией и полицией в столице, во втором городе страны — Бенгази — власть фактически перешла в руки восставших. Со здания городского суда, перед которым 17 февраля произошли первые столкновения, спущен зеленый флаг Народной Джамахирии. Вместо него восставшие вывесили красно-черно-зеленый флаг со звездой и полумесяцем, упраздненный после свержения монархии в 1969 году.
«Большинство городов заполнены протестующими. Все силы безопасности сдались или перешли на сторону протестующих, единственный город, (который остался под контролем властей), — Триполи, и здесь было много столкновений вчера вечером», — рассказал британскому телеканалу Sky News оппозиционный активист Халил Сувелхи, находящийся сейчас в столице.
По информации телеканала Al Jazeera, главное шоссе, соединяющее западную и восточную части Ливии, Триполитанию и Киренаику, как минимум на протяжении 600 км контролируется восставшими. Есть данные, что армия и полиция в Киренаике в массовом порядке переходит на сторону восставших. Солдат-дезертиров числом около 150, захваченных верным правительству войсками, ждет расстрел, утверждают источники Reuters. Полицейские участки сожжены и разгромлены, арсеналы захвачены, их содержимое роздано народным ополченцам. Дворец Каддафи в Бенгази, охраняемый верными лидеру Ливийской революции частями, пытались взять штурмом, выломав ворота при помощи бульдозера. Солдаты ответили танковым и артиллерийским огнем. Обороной правительственных позиций в Бенгази заняты двое сыновений Каддафи, Хамис и Саади, а также глава ливийской разведки Абдулла Сануси. Как утверждают восставшие, не полагаясь на верность собственных войск, режим призвал на помощь наемников из стран Черной Африки, в том числе Чада и Зимбабве. Подтверждений тому нет, хотя оппозиционеры и предъявляют фотографии якобы захваченного в бою иностранца.
Счет убитых идет на сотни. По данным Human Rights Watch на конец воскресенья, погибли 233 человека, но очевидцы утверждают, что общее число жертв беспорядков уже превысило 500 человек.
От Каддафи начали уходить соратники. Вождь крупнейшего ливийского племени аль-зувайя Шалих Фарадж аль-Зувай пригрозил в эфире Al Jazeera перекрыть нефтепроводы, проходящие по территории Киренаики, если в течение суток власти не прекратят побоище оппозиционеров. Вождь племени аль-варфалла, расселившегося к югу от Триполи, Акрам аль-Варфалли объявил, что Каддафи больше не является «братом» его соплеменников, и призвал диктатора покинуть страну.
Объявил о «присоединении к революции» посол Ливии в Лиге арабских государств Абдельмонейм аль-Хони, сообщивший, что послал в Триполи депешу об отставке «в знак протеста против актов репрессий и насилия в отношении демонстрантов». Покинул свой пост посол Ливии в Китае Хусейн Садик аль-Мусрати, призвавший армию прекратить насилие, а весь дипломатический корпус уйти в отставку. Его примеру последовал посол в Индии Али аль-Эссауи. Со слов аль-Мусрати стало известно, что Каддафи покинул Ливию и отправился в Латинскую Америку, предположительно в Венесуэлу. Эта информация, изначально воспринятая эмигрантскими лидерами ливийской оппозиции как блеф, впоследствии была опровергнута.
Однако достоверной информации о происходящем мало. Власти перекрыли доступ в интернет, вырубили сотовую связь и ограничили трансляцию спутниковых телеканалов. Иностранные журналисты в Восточную Ливию попасть практически не могут, полагаясь в своих репортажах на слова своих источников.
Сын диктатора и его вероятный преемник Сейф аль-Ислам Каддафи выступил в ночь на понедельник с обращением к нации. Отказавшись от телесуфлера и перейдя на ливийский диалект арабского языка, он устрашил ливийцев перспективой хаоса и гражданской войны, пообещав, что армия будет биться за его отца «до последнего человека».
Из его выступления стало ясно, что режим Каддафи находится в патовой ситуации. «В настоящий момент танками в Бенгази управляют гражданские», — объявил он, признав провал проправительственных сил сдержать всплеск народного недовольства. «Наш дух крепок, и вождь Муамар Каддафи ведет сражение в Триполи, и все мы стоим за ним, и за ним стоит ливийская армия», — объявил Каддафи-младший.
Вся речь Сейфа аль-Ислама Каддафи была построена на смеси откровенных угроз, патриотических призывов и ксенофобских выпадов, апеллирующих к колониальному прошлому Ливии. «Мы не оставим Ливию итальянцам и туркам», — грозил пальцем сын ливийского вождя. Участников восстания он считает «исламистами», «наркоманами», «разбойниками», действующими по указке «иностранных сил», совершающими свои злодеяния, списываясь через микроблоги и социальные сети, такие как Twitter и Facebook. Все их действия покрываются злокозненными иностранными СМИ, телеканалами Al Jazeera, Al Arabiya и британской «Би-би-си», объяснил ситуацию Сейф аль-Ислам Каддафи.
Восставшие «разбойники» хотят превратить Ливию в исламский эмират, считает Каддафи-младший.
Секретарь Высшего народного комитета, фактически премьер-министр аль-Багдади Али аль-Махмуди собрал тем же вечером у себя европейских послов, объявив, что у восставших «есть точный разрушительный террористический план по превращению Ливии в базу для террористов», сообщает телеканал Al Arabiya.
В то же время режим показывает свою готовность к уступкам. Каддафи-младший пообещал «на следующий же день» начать реформы, предложив, если потребуется, создать «новый флаг, новый гимн и новую джамахирию».
Если восставшие не согласятся с этим, страну ждет гражданская война, считает он. «Ливия стоит на перепутье. Если мы не согласимся сегодня на реформы, мы будем оплакивать не 84 человека, а тысячи смертей, реки крови потекут по всей Ливии», — сказал Сейф аль-Ислам Каддафи. Его речь проецировалась на самодельный экран на одной из площадей Триполи -слушавшие встретили Каддафи-младшего поднятыми вверх ботинками, что является величайшим оскорблением в исламской культуре.
Международное сообщество наблюдает за происходящим в Ливии с заметной растерянностью, единодушно соглашаясь лишь с необходимостью прекратить насилие в отношении мирных граждан. Рецептов по выходу из кризиса не в состоянии предложить ни США, ни Евросоюз. Итальянский министр иностранных дел Франко Фраттини заговорил о «плане Маршалла» для арабских стран, заявив, что ЕС должен «поддерживать мирный переходный процесс повсеместно на Ближнем Востоке, но не вставать в менторскую позу». Вашингтон «будет анализировать» сказанное Сейфом аль-Исламом Каддафи на предмет того, «какие перспективы она несет в плане содержательных реформ», заявил телеканалу CNN источник в американской администрации.