Председатель Хамовнического суда Москвы Виктор Данилкин в среду впервые лично прокомментировал интервью своего пресс-секретаря Натальи Васильевой, рассказавшей «Газете.Ru» и телеканалу «Дождь», что приговор Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву был навязан Данилкину Мосгорсудом. В ближайшее время судья не намерен инициировать уголовное преследование Васильевой, вопрос об ее увольнении также не стоит.
«Сейчас я не буду добиваться ее уголовного преследования. До проверки вынесенного мною приговора в кассационной инстанции мною никакие меры в отношении нее приниматься не будут», — заявил Данилкин РИА «Новости».
Приговор по второму делу Ходорковского и Лебедева был оглашен 30 декабря 2010 года. Защита предпринимателей сразу заявила о намерении обжаловать его в кассационной инстанции, но пока туда поданы только короткие жалобы, а для их расширения защите не хватает копий протоколов судебных заседаний, которые до сих пор готовит Хамовнический суд. Таким образом, даже дата рассмотрения кассационной жалобы Ходорковского и Лебедева еще не назначена.
«Интерфаксу» Данилкин подтвердил, что считает слова своего пресс-секретаря «клеветой». В понедельник, сразу после публикации интервью, агентства уже распространяли эти слова судьи, но позже газета «Ведомости» выяснила, что их им передала пресс-секретарь Мосгорсуда Анна Усачева.
«Я расцениваю выступление Васильевой как клевету. Она обвинила меня в совершении тяжкого преступления», — заявил Данилкин агентствам в среду.
По словам судьи, он «не ожидал, что она будет обвинять меня в совершении тяжкого преступления». Вопрос об увольнении Васильевой из суда не стоит, сказал Данилкин, но, по его мнению, «после сделанного заявления ей будет тяжело продолжать работать в коллективе суда». «Она может написать заявление об увольнении по собственному желанию или продолжить работать», — добавил он.
В интервью «Газете.Ru» Васильева рассказала, что изначально Данилкин, приговоривший Ходорковского и Лебедева к 14 годам заключения, писал приговор самостоятельно, но позже «получил другой приговор, который нужно было огласить». То, что приговор был написан не самим Данилкиным, подтверждается тем, что в нем было много грамматических ошибок, которые позже правили секретари Хамовнического суда. «То, что приговор был привезен из Мосгорсуда, я абсолютно точно знаю. И то, что писался этот приговор судьями кассационной инстанции по уголовным делам, то есть, Мосгорсуда, — это очевидно», — сказала Васильева.
В среду в ответ на упреки начальника Васильева пояснила, что «вовсе на хотела обвинять Данилкина в преступлениях, а хотела облегчить свою душу и его в какой-то мере».
«Данилкин — достойный, хороший человек, но действовал вынужденно, под давлением», — сказала Васильева «Газете.Ru».
Как пояснил «Газете.Ru» Павел Чиков, глава правозащитной организации «Агора», взявшей на себя защиту Васильевой, статья 129 УК РФ (клевета) не во всех случаях требует личного заявления потерпевшего, в ряде случаев уголовное дело может возбуждаться правоохранительными органами просто по факту распространения порочащей информации, а человек, о котором это было сказано, признается потерпевшим. «Формально согласия потерпевшего на возбуждение дела не требуется, но в данном случае, думаю, без его согласия делаться ничего не будет», — считает Чиков.
В среду Васильевой стало известно, что неизвестные начали собирать информацию о ее муже: запрошены данные о нем в угрозыске ГУВД Москвы, где он работал до апреля 2010 года, а затем уволился по собственному желанию. Кроме того, двое людей в штатском приходили домой к родителям ее мужа, чтобы выяснить, где живет Васильева. У самой Васильевой сложилось впечатление, что на нее хотят оказать давление, для чего и «ведут сбор информации по самому ближайшему кругу».
Накануне российские правозащитники обратились в Генпрокуратуру с заявлением, в котором просят проверить заявления Васильевой. Заявление о преступлении должностных лиц по факту сообщения о давлении на суд, адресованное генпрокурору Юрию Чайке, подписали председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, глава движения «За права человека» Лев Пономарев, глава правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов, директор центра «Сова» Александр Верховский и руководитель Института прав человека Валентин Гефтер. В среду к этому обращению присоединился знаменитый писатель-фантаст Борис Стругацкий.
Правозащитники обращают внимание Чайки на то, что в интервью сообщается о преступлении, «предусмотренном ст. 294 ч. 3 УК РФ, а также о нарушении принципа независимости суда и тайны совещательной комнаты». Авторы обращения просят проверить слова Васильевой и «в случае полного или частичного их подтверждения» возбудить уголовное дело по факту давления на суд (по ч. 3 ст. 294 УК РФ) и ходатайствовать в Мосгорсуд об отмене приговора Ходорковскому и Лебедеву.
В Генпрокуратуре в среду не смогли сообщить, поступило ли обращение правозащитников и будет ли проводиться проверка по факту интервью Васильевой, попросив прислать письменный запрос (запрос был направлен «Газетой.Ru» по факту). Пресс-секретарь Мосгорсуда Анна Усачева отказалась сообщить «Газете.Ru», будет ли Мосгорсуд проводить проверку слов Васильевой.