Случайно или нет, но президиум Госсовета по национальным вопросам был назначен 11 февраля, то есть спустя ровно два месяца после беспорядков на Манежной площади. В пятницу на Манежной опять опасались беспорядков, но, даже если бы они произошли, участники Госсовета их не увидели бы: заседание проходило в «Конгресс-холле» в Уфе, изначально строившимся как Дом дружбы народов. Идею собрать специальный Госсовет по национальным проблемам именно в Башкирии предложил президенту в декабре глава республики Рустэм Хамитов. Это произошло на первом, внеплановом Госсовете по этим проблемам.
Медведев начал поездку с заочного ответа двум европейским лидерам — премьеру Великобритании Дэвиду Кэмерону и президенту Франции Никола Саркози. Последние заявили о крахе идеи мультикультурности. «Нам нельзя дать себя спровоцировать на рассуждения по поводу краха мультикультуры», — сказал президент России на встрече с руководителями национальных культурных объединений и учеными-этнографами до Госсовета. «Если говорить о крахе мультикультуры, то можно уничтожить традиции, а это опасная вещь, и в европейских государствах это тоже должны понимать», — предупредил он.
Сам президент до заседания Госсовета отработал большую мультикультурую программу: пообщался с руководителями национальных культурных объединений и учеными-этнографами, посетил Уфимскую соборную мечеть, где встретился с верховным муфтием России, председателем Центрального духовного управления мусульман России Талгатом Таджуддином.
Начиная заседание, Медведев заметил, что «межнациональное согласие всегда было заботой нашего государства». «Как мы с вами говорили в мечети, шайтанов хватает не только рогатых, но и двуногих», — отдал он дань восточному стилю. Авторство термина «шайтаны» по отношению к террористам приписывают президенту Чечни Рамзану Кадырову.
Самым значимым итогом заседания стала идея создания правительственной комиссии для координации деятельности вопросов межэтнических отношений. Возглавит ее один из вице-премьеров. Несколько членов госсовета предположили, что это мог бы быть Дмитрий Козак.
Идею создать новую комиссию выдвинул сам Медведев, пообещав, что даст соответствующее поручение. Так он ответил на замечание министра регионального развития Виктора Басаргина, что сейчас различными вопросами нацполитики занимаются в общей сложности 15 ведомств. А пока всем регионам рекомендовано создать рабочие группы по нацвопросам, в которые вошли бы представители разных конфессий.
Единой идеи преодоления национальных проблем участники Госсовета не предложили. Говорили больше об идеях поправить что-то в образовании и медиасфере. Президент вспомнил, что в декабре поручил проверить «качество гражданского воспитания в учебных заведениях». По его словам, необходимо «внедрять новые практики формирования современной личности в духе толерантности, гуманистического отношения друг к другу».
Кроме того, необходимо отстранить от преподавания людей, ранее судимых за разжигание межнациональной розни, предложил глава государства и обещал в ближайшее время внести соответствующий законопроект.
Басаргин предложил провести ревизию всех учебных пособий «с целью пресечения фальсификаций, искажения истории и культуры России». Министр образования и науки Андрей Фурсенко пожаловался, что не во всех регионах школьники обучаются только по одобренным Минобром учебникам, что не соответствует закону, и Медведев предложил министру обратиться в Генпрокуратуру. Министр, по всей видимости, на Генпрокуратуру не рассчитывал и робко заметил, что министерство лишь попросило сотрудничества у регионов. Фурсенко также обратил внимание на качество подготовки преподавателей и объяснил, что по новому постановлению правительства учитель истории обязан иметь высшее образование.
Пособников в разжигании межнациональной розни нашли в СМИ. «Самое главное, все, чего мы бы хотели достигнуть, это жестко отреагировать на попытки навязать СМИ язык вражды. Недопустимы выражения «чеченский терроризм» и «русский фашизм», — заметил Басаргин.
Президента тоже возмутили эти словосочетания.
«Вот СМИ сообщают: «был задержан такой-то эмир такого-то джамаата». Какой эмир? Мы же понимаем, что они преступники и грязные убийцы! И нет у них никакого джамаата, а есть грязные и вонючие пещеры», — ругался глава государства.
«Нужно обязательно обратить на терминологию внимание», — резюмировал он.
Как назло, с терминологией, вернее, с именами у других выступавших незаладилось. Сначала президент Якутии Егор Борисов назвал президента «Владимиром Анатольевичем». А следом за ним президент КБР Арсен Каноков обратился к гаранту со словами «Уважаемый Дмитрий Николаевич». Оба замечания Дмитрий Анатольевич игнорировал, но заметно посуровел.