В Москву прилетел министр иностранных дел Японии Сейдзи Маэхара. Сегодня он встретился с российским коллегой Сергеем Лавровым. Дипломаты поговорили с глазу на глаз, а потом провели совместную пресс-конференцию, на которой стало ясно, что переговоры не удались — особенно в части ключевого вопроса о принадлежности четырех Курильских островов.
«Я рассчитывал, что сегодня буду принимать вас на более благоприятном политическом фоне, сложившемся в последние дни из-за проведения ряда, по большому счету, неприемлемых действий», — приветствовал Лавров японского коллегу. Глава российского МИДа имел в виду непрекращающуюся череду взаимных нот, которыми Япония и Россия обмениваются последние несколько месяцев.
Формальным поводом визита был мирный договор, который так и не был подписан двумя странами по итогам Второй мировой войны. По версии России, именно по итогам войны острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи вошли в состав СССР, преемницей которого стала РФ. По версии японской стороны, острова входят в состав Японии на основании исторического двустороннего Трактата о торговле и границах 1855 года. «Территориальная проблема в наших отношениях остается, — напомнил Маэхара. — Есть разница в позициях по этой проблеме. Но на основе выработанных договоренностей, на основе принципов законности и справедливости стороны должны искать взаимоприемлемые решения».
Россия в качестве такого решения предложила создать совместную комиссию экспертов, которые должны определить, кому исторически принадлежат острова Курильской гряды, которые Маэхара называл «северными территориями». «Создание исторической комиссии было бы полезным. У нас есть такие комиссии с другими партнерами, — объяснил суть предложения Лавров. — Совсем не помешала бы спокойная, не связанная с публичностью, не связанная с какими-то политическими соображениями работа профессионалов». Кроме того, Лавров предложил также увеличить объем иностранных инвестиций в экономику островов, повторив идею президента Дмитрия Медведева.
Обе эти идеи не понравились Маэхаре. «Инвестиции из других стран в северные территории совсем не соответствуют позиции японской стороны и усложняют ситуацию», — ответил глава японского МИДа и добавил, что «позиции по территориальным вопросом остаются параллельными».
Лавров был готов к такому ответу. «Если японская сторона считает, что это не очень нам поможет, мы, конечно же, не будем настаивать», — сказал он.
Подготовка к визиту японского дипломата была крайне сложной. Несколько последних месяцев Россия и Япония регулярно обменивались выпадами по поводу спорных островов. Конфликт обострился в ноябре 2010 года, после первого за всю новейшую историю России визита главы государства на Курилы. Дмитрий Медведев побывал на острове Кунашир, поговорил с местными жителями и купил в поселковом магазине копченой корюшки. МИД Японии заранее выступил с резким заявлением по этому поводу, предупреждая, что эта поездка наверняка «прямым образом повлияет на отношения двух стран». На что российский МИД напомнил, что российский президент, посещая территории своей страны, не обязан консультироваться с иностранными соседями.
Поездка Медведева привела к тому, что из Москвы был отозван японский посол Масахуру Коно, а японский премьер Наото Кан едва не отказался встречаться с Медведевым на саммите АТЭС в Иокогаме. После Медведева на острова съездили министр обороны России Анатолий Сердюков и министр регионального развития Виктор Басаргин. Министры заявили, что Россия собирается развивать инфраструктуру островов, в том числе оборонную — перевооружить тамошнюю военную часть и даже, возможно, усилить Тихоокеанский флот двумя новейшими вертолетоносцами Mistral. В ответ посла России в Японии вызвали в МИД, чтобы сообщить, что считают поездку Сердюкова «весьма прискорбной».
Наконец, за неделю до визита Маэхары в Японии торжественно отметили День северных территорий, чем поставили под угрозу приезд главы МИД Японии в Москву: националисты принесли к российскому посольству изорванный флаг, а позже прислали пулю. На выступлении, посвященном Дню территорий, премьер-министр страны Наото Кан назвал ноябрьский визит на остров Кунашир президента России Дмитрия Медведева «непозволительной грубостью», а министр Маэхара потребовал «возвращения исконных территорий».
Не удивительно, что переговоры в Москве окончились ничем, считают эксперты.
«Вообще непонятно, зачем был нужен это визит. Было очевидно, что ни к каким результатам он не приведет, — недоумевает Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике». — Никакая историческая комиссия не исправит ситуации. Это политика, и это вопрос престижа обеих стран».
По мнению эксперта, в ближайшее время «ситуация не изменится». «По крайней мере, пока у власти в Японии остается Демократическая партия, которая ведет довольно странную внешнюю политику, — добавил он. — С другой стороны, у нас сейчас нет вопросов, для решения которых необходимо было бы экстренно решить проблему Курил».