С 8 февраля в России для полиции определен новый вид деятельности правоохранительных органов: «оперативно-разыскная деятельность». Именно такое написание использовано в опубликованном 8 февраля в «Российской газете» законе «О полиции».
Именно такое, а не привычное «оперативно-розыскная» — правильное написание, заявили «Газете.Ru» в правовом управлении Государственной думы, ссылаясь на материалы и заключения Института русского языка РАН. Действительно, согласно §15 «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 года, регламентирующему правописание приставок «раз-» и «роз-», не под ударением надо писать «а». То есть правильно будет «разыскной», как и «разыскивать».
Однако в нормативных орфографических словарях (а также в справочнике по правописанию Д. Э. Розенталя), изданных после 1956 года, фиксировалось только написание «розыскной», отмечается на портале «Грамота.Ru».
Написание «разыскной» позже было предложено в первом издании «Русского орфографического словаря» РАН 1999 года (и во всех последующих изданиях); в «Большом толковом словаре русского языка» под ред. С. А. Кузнецова (СПб., 2003), «Грамматическом словаре русского языка» А. А. Зализняка (5-е изд., М., 2008), полном академическом справочнике «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2006) и многих других изданиях.
Однако в законотворчестве эта норма так и не соблюдалась: так, основной закон, касающийся именно обсуждаемого вида активности правоохранительных органов, называется «Об оперативно-розыскной деятельности», причем последние поправки в него вносились в конце 2010 года и все еще в соответствии со старыми нормами написания. Таким же образом названа эта деятельность и в остальных нормативных правовых актах.
Согласно Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности», ею занимаются органы внутренних дел, ФСБ, федеральные органы госохраны, таможенные органы, служба внешней разведки, ФСИН и ФСКН. Таким образом, теперь законодательно определены два вида деятельности: «розыскная» и «разыскная», причем последней занимается только полиция.
В думском правовом управлении уверены, что юридических проблем с разнонаписанием не возникнет. По словам адвоката Игоря Трунова, теоретически в суде «придраться, конечно, могут». «В суде могут указать: в законе не те оперативники, которые проводили розыск, указаны. Конечно, в суде подыграют оперативникам, но если мы берем букву закона и лезем в бутылку…» — многозначительно отмечает Трунов. «Практически вероятность того, что такая придирка даст плоды, равна нулю», — резюмирует юрист. К тому же, добавляет он, закон «Об оперативно-розыскной деятельности» «настолько дырявый», что разницу двух букв логично назовут ерундой.
«Деятельность начали переименовывать из «оперативно-розыскной» в «оперативно-разыскную» по инициативе министра МВД Рашида Нургалиева четыре года назад, — сказал «Газете.Ru» депутат Госдумы Александр Хинштейн. — В частности, переименовали кафедру ОРД в академии МВД».