Следователи генеральной прокуратуры Венгрии во вторник задержали бывшего директора управления госсобственности венгерского казначейства (MNV) Миклоша Татрай, бывшего статс-секретаря МИДа и экс-постпреда Венгрии при ООН Марту Фекси Хорват и экс-посла в Москве Арпада Секея. В их домах прошли обыски, в результате которых были найдены дополнительные улики, объявил во вторник официальный представитель прокуратуры Имре Керестеш.
Бывшему послу и двум другим фигурантам дела предъявлены обвинения в нанесении финансового ущерба государству. Их обвиняют в том, что здание торгпредства Венгрии в Москве с их ведома было в 2008 году продано фирме-однодневке за $21,3 млн, а не за оценочные $52 млн. Если их вина будет доказана, им может грозить до 10 лет заключения.
Главным подозреваемым является Секей, который, как считают следователи, скрепил сделку своей подписью, «не имея на то мандата и в обход законодательства». К тому же при заключении сделки использовался заниженный валютный курс.
Все трое признали, что готовили и визировали сделку, но отказались видеть в своих действиях злой умысел. Согласившись на низкую цену, они приняли во внимание плохое техническое состояние здание и его архитектурную убогость, объяснили подозреваемые.
Проверку по поводу законности сделки о продаже здания площадью 17 000 кв. м на улице Красная Пресня, заключенной между управлением госсобственности венгерского казначейства и люксембургской компанией Diamond Air, прокуратура начала еще в декабре позапрошлого года.
Как выяснили следователи, сделка начала готовиться управлением госсобственности венгерского казначейства, на чьем балансе стояло здание торгпредства, еще в 2005 году. Связано это было с тем, что огромное здание 1982 года постройки с падением интенсивности двусторонней торговли в 1990–2000-е годы фактически пустовало.
Секей занял посольский пост в августе 2005 года, сделка к тому времени уже прорабатывалась, о чем дипломат говорил в интервью изданию Origo. По его словам, тогда же он проинформировал об этом тогдашнего премьер-министра Ференца Дюрчаня, чье правительство официально дало зеленый свет на сделку только год спустя.
Когда полтора года назад прокуратура начала проверку, газета Kecskemeti Lapok провела собственное расследование, в ходе которого удалось выяснить, что Diamond Air, не дожидаясь согласования в Будапеште, уже 8 декабря 2005 года заключила предварительную сделку на покупку здания и перечислила на счета торгпредства «некоторый аванс». По данным следствия, аванс в итоге совпал с конечной суммой договора, официально проведенного только три года спустя. Все это время $21,3 млн оставались на счетах дипмиссии.
Когда здание было выставлено на продажу уже по всей процедуре, в ходе тендера, состоявшегося в марте 2008 года, оно было куплено той же Diamond Air. Второй претендент на участие в торгах, ОАО «Машиноимпорт», предложившее $17 млн, до них допущено не было из-за невыполнения формальностей.
Сделка не могла совершиться без ведома российского правительства. МИД Венгрии утверждает, что здание, принадлежащее Венгрии, могло отойти третьей стороне только с согласия «правительства СССР». Поскольку протокол в 1996 году был включен в число договоров, продолжающих действовать в отношениях между РФ и Венгрией, согласие должно было дать правительство России.
Сомнительный характер заключенного договора заставил МИД и MNV провести проверку, но инспекторы вынуждены были признать, что не могут разобраться в документах. В архивах обнаружились сразу два контракта, совершенных МИДом по поручительству MNV, от 14 марта и 5 ноября 2008 года. Как указывал тогда официальный представитель венгерского МИДа Денис Балог, в его ведомстве решили, что это было связано с необходимостью привести документ в соответствие с протоколом между правительствами СССР и ВНР «О выделении земельного участка и строительстве здания бюро Торгового советника Посольства ВНР в Москве» от 22 марта 1973 года.
В основном содержание контрактов совпадает, за исключением того, что если в первый раз здание было продано за $23,6 млн, то во второй – за $21,3. Платить люксембургской фирме не пришлось – ведь все деньги и так лежали на счетах.
Сейчас следствие приходит к выводу, что тендер потребовался для того, чтобы «прикрыть» уже де-факто совершенную сделку. Секей еще минувшей весной признал, что сделка была финализирована за три года до официального, но при этом назвал себя «человеком, который всего лишь получал звонки» из Будапешта, в частности от Фекси Хорват.
Но тогда внутренняя инспекция лишь развела руками. В итоге статс-секретарь МИДа Эуген Фаллер заявил, что «министерство не занимается расследованиями», и дело заглохло до тех пор, пока им не заинтересовалась прокуратура с подачи победившей правой партии ФИДЕС, решившей отыграться на проигравших выборы социалистах. «Газета.Ru» тогда подробно писала об этой истории.
После ухода с посольской должности в 2008 году Секей стал директором по России компании TriGranit, третьей по величине в Европе девелоперской фирмы. Ею, в частности, были построены мегамоллы «Мозаика» в Москве и «Торговый квартал» в Набережных Челнах.