Правительство Самарской области хочет найти исполнителя, который сумеет взыскать 58 068 325 рублей с Бориса Березовского и Юлия Дубова «и (или) их аффилированных лиц». Эту сумму Березовский и Дубов должны властям по решению Красногорского городского суда.
25 июля 2009 год суд удовлетворил иск Самарской области к предпринимателям в рамках дела о хищении денежных средств «ЛогоВАЗа» и «АвтоВАЗа». Согласно постановлению, Березовский и Дубов должны выплатить указанную сумму, помимо этого суд приговорил Березовского к 13 годам заключения заочно за хищение этих денег. Дубова суд заочно приговорил к девяти годам заключения.
Особенностью контракта, объявленного самарскими властями, стала его противоречивость. Максимальной суммой контракта указаны 60 млн рублей. То есть правительство области предлагает оплатить контракт едва ли не в убыток себе.
За эти деньги планируется получить комплекс услуг: индексацию суммы с учетом инфляции, взыскивание средств, осуществление исполнительного производства, в том числе того, которое находится и/или может находиться на территории других государств. Если индексировать сумму с учетом инфляции в 2009 и 2010 годах (инфляция составила 8,8%), требуемая с Березовского сумма увеличиться максимум до 68 млн 738 тысяч рублей.
В то же время в контракте обещана премия исполнителю в размере 17 тысяч рублей за каждые 100 тысяч, полученные бюджетом области, то есть в сумме полученный процент может составить до 10 млн рублей.
Юристы не могут объяснить противоречие. Цена контракта должна быть зафиксирована и не может быть изменена в результате выполнения работы, удивляется партнер юридической компании «Правовой департамент» Дмитрий Дмитриев, иначе это получаются неравные условия торгов. Как в итоге будет оплачиваться работа — юрист сказать затруднился.
«Это просто какая-то путаница в документах. Может быть, торги и будут проводиться, исходя из второго условия», — предполагает Дмитриев.
Компании, взявшейся за исполнение заказа, почти точно потребуется выполнить три вещи, говорит глава юридической компании «Налоговый щит» Владислав Брызгалин. Во-первых, найдя должника, уведомить его повесткой о начале исполнительного производства по судебному решению в его отношении. Нормы российского законодательства, по которым осуждены Березовский и Дубов, подразумевают, что должнику будет дан срок на добровольное исполнение приговора, в РФ это 5 дней. В случае отказа должника реагировать на это к сумме взыскиваемого долга по законам РФ начисляется семипроцентный исполнительный сбор (в данном случае чуть более 4 млн рублей). Во-вторых, юрфирме предстоит найти и оценить имущество должников, которое может быть обращено в уплату долга.
В-третьих, обратиться в суд страны пребывания должников (в данном случае Великобритании) и нахождения их имущества и доказать в процессе обоснованность отторжения права собственности на имущество.
Все описанное — весьма затратный и долгий процесс, говорит эксперт.
В России примерно 10 юридических компаний, которые работают за границей, не все из них способны представлять клиентов в британских судах, утверждает юрист. Какого-то устоявшегося процента на оказание услуг такого рода в России нет, заметил Брызгалин.
Березовский утверждает, что у него нет никаких долгов перед правительством Самарской области. «Это у них передо мной долг!» — заявил бизнесмен «Газете.Ru». Обжаловать решение Красногорского суда он не собирается: «Мне давно не интересно, что делают судебные органы у нас в России, потому что они зависимы, коррумпированы и вообще чмо». Никакие адвокаты или выбивальщики долгов к Березовскому ранее не приходили. «Им, наверное, визу в Англию не дают», — шутит бизнесмен.
Пресс-секретарь губернатора Самарской области Владимира Артякова Иван Скрыльник от комментариев отказался.
Власти Самарской области не первый раз совершают скандальные госзакупки. Ранее «Газета.Ru» писала о приобретении для губернатора Артякова бронированного Mercedes за 22,5 млн рублей и о многомиллионных затратах на пиар-поддержку правительства области.