В свежем номере газеты «Советская Белоруссия» (СБ), издаваемой администрацией президента Белоруссии, опубликована редакционная статья «За кулисами одного заговора» о подоплеке массовых протестов в стране в ночь президентских выборов 2010 года. «Нет никаких сомнений, что к событиям 19 декабря приложили руку прежде всего спецслужбы Польши и Германии», создавшие гражданскую кампанию «Говори правду» для того, чтобы «сменить власть в стране», пишет СБ. Статья не подписана, ее стиль напоминает классическую советскую пропаганду.
«Штурм Дома правительства вызвал негодование в белорусском обществе. Подоплека этих событий известна: зарубежные аналитические центры сформировали и профинансировали определенные структуры радикальной направленности. Они и попытались свергнуть законную власть и навязать обществу свое понимание «демократии», ― говорится в статье.
Это был «крестовый поход Запада на Восток», где ключевую роль сыграли немцы и поляки, считает газета. «Под прикрытием вежливых улыбок и заверений в корректности в Минск в буквальном смысле чемоданами перевозились сотни тысяч долларов. В то время, когда гг. Сикорский (Польша) и Вестервелле (Германия) посещали Минск и официально заверяли правительство Беларуси в искреннем желании помочь развитию демократии, официальные лица из ряда посольств играли неблаговидную роль поджигателей». В доказательство приводится протокол допроса «высокопоставленного функционера» из оппозиции, где он говорит, что это «немецкие деньги, немецкая политика», и упоминает о своих встречах с замминистра иностранных дел Польши Хенриком Литвином и даже с самими Сикорским и Вестервелле.
План у аналитических центров, «спецслужб и подконтрольных им фондов, работающих под прикрытиями культурологических организаций», по версии «Советской Белоруссии», был коварен: сначала завербовать оппозиционеров, потом проверить их на верность Западу (в том числе на полиграфе) и только потом сообщить о цели сотрудничества ― «спровоцировать власть». Для этого надо «сосредоточиться на создании новых массовых структур», причем кураторы «недвусмысленно указывали, что не стоит останавливаться ни перед чем: если белорусские избиратели все же предпочтут действующего президента, то необходимо создать обстановку, которая позволит вывести на улицы специально подготовленных и оплаченных боевиков, задача которых будет состоять в том, чтобы захватить одно из правительственных зданий, навязать силовую борьбу органам правопорядка и фактически сорвать выборы».
В свою очередь, Запад якобы обещал, что «выступит консолидированно, осудит действия власти, морально и материально поддержит тех, кто пострадает в случае силового выхода на «площадь» и попытается добиться дискредитации Беларуси на международной арене».
Чтобы оппозиция не сомневалась в серьезности намерений Запада, после проверки всех ее представителей должны были познакомить «не только со своими непосредственными кураторами, как правило, офицерами разведки, работающими под прикрытием гуманитарных фондов, но и представить главам крупнейших государств ЕС и США».
В тексте цитируются расшифровки бесед представителей белорусской оппозиции с западными спецслужбами, телефонных и частных, которые включены в статью. Способы, которыми эти расшифровки и документы были добыты, издание не раскрывает.
Авторы текста делают вывод, что главная ставка иностранных наймитов была на поэта Владимира Некляева, одного из девяти оппозиционных кандидатов в президенты. Он должен был стать «управляемым президентом» страны и превратить ее затем в парламентско-президентскую республику путем изменения конституции. Еще одного кандидата, Андрея Санникова, обвиняют в том, что близкий к нему оппозиционный ресурс «Хартия-97» получал гранты от Хельсинкской группы и других западных некоммерческих организаций. Общая сумма грантов ― чуть более $350 тыс. Оба кандидата сейчас арестованы.
При этом «на Западе не могли не видеть, что среди кандидатов в президенты нет ни одной реально значимой фигуры, кто имел бы хоть какую-то внятную политическую программу и электоральный авторитет. Те, кто за авантюру расплачивался деньгами европейских налогоплательщиков, прекрасно понимали, что в случае успеха «революции» в центре континента неминуемо возникнет кризис, что Беларусь умоется кровью».
«Главным было сместить Лукашенко, поставить во главе страны некую послушную марионетку и спокойно наблюдать муки народа, искусственно ввергнутого в хаос», ― ужасается «Советская Белоруссия»..
Митинг у Дома правительства, уверены белорусские спецслужбы, был тщательно срежиссирован, о чем свидетельствует необычно большой международный пул журналистов, прибывший освещать выборы. «Звезды «кризисного репортажа» приехали из Варшавы, Берлина, других европейских столиц. Большинство из них были знакомы по совместным акциям в Украине, Кыргызстане и Молдове, ― чеканит «Советская Белоруссия». ― Столь пристальное и специфическое внимание прессы к белорусским выборам свидетельствует о том, что как таковой электоральный процесс мало кого интересовал. Ангажированная пресса согласованно приехала освещать очередную «цветную революцию», хотя вроде бы никаких предпосылок к этому в Беларуси не было видно, и западные политики это публично признавали».
Но попытка не удалась, резюмирует газета: «Большой пшик, т. н. «декабрьская революция» бесславно завершилась».
Эта статья может «шокировать» кого-то из читателей «цинизмом дипломатов», кто-то «подожмет губки», резюмирует «Советская Белоруссия», но предупреждает:
«Не спешите делать выводы, господа! Во-первых, все правовые государства оставляют за собой право контролировать деятельность деструктивных политических групп, чтобы препятствовать терроризму и массовым беспорядкам. Во-вторых, после возбужденного по факту погрома уголовного дела телефонные разговоры «действующих и причастных» лиц подлежат проверке. Так велит закон!»
Другого варианта у властей не было, объясняет газета: «Если бы запущенный процесс «цветной революции» набрал ход, остановить его было бы очень трудно. Поэтому соответствующие государственные органы не только бдительно отслеживали складывающуюся обстановку, но и смогли в течение нескольких минут восстановить порядок и законность. Виновным в подстрекательстве и беспорядках, других проступках предъявлены в соответствии с законом обвинения».
В ночь после выборов президента Белоруссии, которые с 79% голосов выиграл Александр Лукашенко, нескольких десятков тысяч людей во главе с экс-кандидатами в президенты вышли на главную площадь Минска. Несколько человек в толпе попытались захватить здание правительства. Акция протеста была жестко подавлена ОМОНом. Несколько сотен человек получили административные аресты, оппозиционных лидеров сейчас обвиняют в организации массовых беспорядков ― им грозит до 15 лет лишения свободы.
Евросоюз ответил на эти события серьезными санкциями: сейчас в Европе рассматривается вариант запретить въезд Лукашенко и высокопоставленным чиновникам, а заодно заморозить их счета, отобрать у Белоруссии право на проведение чемпионата мира по хоккею, запретить белорусским спортсменам участие в Олимпиаде. В поддержку санкций высказался даже премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, ранее защищавший власти Белоруссии.
«То, что напечатали в газете, относится к жанру беллетристики и не подтверждено документами, ― считает Кирилл Коктыш, доцент кафедры политической теории МГИМО, специализирующийся на Белоруссии. ― Заявления спецслужб, по сути, являются декларацией неготовности руководства страны соблюдать принципы дипломатического этикета, что в дальнейшем серьезно ограничит возможности белорусской дипломатии». По мнению эксперта, предшествовавший выборам «разгул демократии» соответствовал очевидному плану Лукашенко «жестко подавить оппозицию, которая якобы планировала заговор». «Это позволило бы Лукашенко въехать в Россию в качестве подтвержденного победителя «оранжевой революции», ― рассуждает Коктыш. ― Но выяснилось, что оппозиция заговоров не планировала и реакция власти оказалась, таким образом, совершенно непропорциональной. Поэтому властям Белоруссии в итоге, похоже, приходится играть сразу две прописанные заранее роли ― за себя и за того парня, то есть за оппозицию».
«Советская Белоруссия» обещает продолжить публикацию сенсационных разоблачений.