Министерство экономического развития описало в проекте стратегии инновационного развития России до 2020 года, каким видится властям современный российский чиновник. В основном госслужащего предлагается переобучить и научить говорить хотя бы на одном иностранном языке.
В разделе «Инновационное государство» говорится о том, что «к системе государственной власти, так же как к науке, образованию и бизнесу будут предъявляться требования по ее «открытию» для «внешнего мира».
Для того чтобы у иностранцев было представление о политике России, уже к 2012 году планируется, что все органы государственные власти должны создать полноценные англоязычные версии своих интернет-сайтов.
На уровне правительства должен быть введен порядок перевода нормативно-правовых актов и официальных документов на уровне госвласти на иностранный язык. Кроме того, все федеральные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность в России, также будут опубликованы в английской версии.
Сами чиновники должны научиться свободно общаться со своими зарубежными коллегами. В проекте одним из целевых индикаторов указана доля государственных служащих, свободно владеющих иностранным языком. К 2020 году 20% госслужащих должны обладать этим навыком.
Правда, в самом проекте документе не указано, сколько на сегодняшний день чиновников обладают таким умением.
Большую известность пока получают случаи, когда высшие чиновники иностранным языком не владеют, как, например, знаменитое выступление министра спорта Виталия Мутко на презентации российской заявки за право принять чемпионат мира по футболу-2018.
Директор департамента по вопросам административной реформы Центра стратегических разработок Владимир Южаков в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что сейчас при поступлении на госслужбу кандидаты в анкете указывают, какими языками и на каком уровне они владеют. Однако в стратегии никак не проясняется, как будет проверяться уровень знаний. Есть несколько вариантов оценки знания госслужащими иностранных языков, уточняет доцент кафедры теории и практики государственного управления Высшей школы экономики Павел Кудюкин.
Первый — самооценка, второй — аналитическая работа кадровых служб. Кроме того, можно обязать чиновников сдавать стандартные экзамены вроде TOEFL.
«Или вроде как в академии наук: хочешь какую-то степень — иди на кафедру иностранных языков и сдавай экзамены», - предполагает Кудюкин. Реальной оценки нынешнего уровня владения языками среди госслужащих эксперты не встречали.
Минэкономразвития предлагает отправлять госслужащих повышать свою профессиональную квалификацию в иностранные университеты. К 2016 году доля госслужащих, получающих ежегодное дополнительное образование за рубежом, должна составить 1%, а к 2020 году — 3%. В целом к 2016 году 4% чиновников, занимающих должности руководителей высшей и главной групп должностей государственной гражданской службы, должны получить высшее профессиональное образование за рубежом, а к 2020 году таких специалистов должно быть 12%.
Южаков сетует, что непонятно, какие именно навыки чиновники должны получать в иностранных учебных заведениях. Было бы логичным отправлять учиться тех чиновников, которые непосредственно занимаются инновационной тематикой, предложил он. Необходимость получения образования именно за рубежом Кудюкин объясняет недостаточностью программ по преподаванию новых методик госуправления в России. «У нас пока только сделан первый опыт МРА — Master of Public Administration — во ВШЭ. У нас нет достаточного количества вузов, которые имеют необходимые наработки в этой области», — объясняет эксперт.
Но при очевидной оправданности идеи зарубежного обучения встает «неприятный социальный момент», говорит Кудюкин. «Как только будет введена такая практика, встанет вопрос: а почему того же самого не сделать для школьных учителей, вузовских преподавателей? Почему только госслужащим надо давать такую привилегию?» — задается вопросом эксперт.
Планируется продолжать и курс на омоложение корпуса госслужащих.
К 2020 году доля лиц старше 50 лет, занимающих должности руководителей высшей и главной групп должностей государственной гражданской службы, должна составить 30%, при том что сейчас такая категория составляет 48%.
В целом МЭР хочет последовательно увеличить количество населения, которое взаимодействуют с органами власти с помощью интернета. К 2016 году таких граждан должно быть 50%, а к 2020-му — 60%.