КНДР может провести очередные испытания ядерного оружия уже в следующем году. Об этом объявили в пятницу исследователи экспертного института при МИД Южной Кореи, подготовившие доклад о ядерном потенциале северного соседа, выдержки из которого публикует Reuters. Предыдущие испытания прошли в 2006 и 2009 годах.
Новый тестовый подрыв атомной бомбы может поднять авторитет молодого наследника коммунистического престола Ким Чен Ына, уверены в Сеуле.
«Велика вероятность, что Северная Корея вынашивает план провести в 2011 году третье ядерное испытание, чтобы развить свои способности по производству ядерного оружия, поддержать военное напряжение и подчеркнуть статус Ким Чен Ына как следующего лидера», — считают аналитики мидовского Института международных отношений и национальной безопасности.
По оценкам иностранных экспертов, у Северной Кореи достанет плутония для создания минимум шести атомных бомб, а учитывая недавно предъявленные публике мощности по обогащению урана, она может значительно нарастить возможности для создания атомного оружия. На прошлой неделе КНДР согласилась допустить на свою территорию инспекторов МАГАТЭ для проверки уровня обогащения урана, достигнутого местными специалистами.
Оба корейских государства активно занимаются эскалацией напряженности в своем регионе. Только накануне южнокорейский президент Ли Мён Бак отправился в расположение национальной армии в Пхончхоне, которая проводит самые масштабные военные маневры за последние годы. Частью этих маневров стали крупнейшие в современной истории учебные стрельбы. Снаряды падали всего в 30 км от демаркационной линии, разделяющие две страны.
Президент, которого встречали бравурные военные марши и восторженные школьники, объявил: «Я думал, мы можем сохранить мир, если будем хранить терпение, но это не тот случай», — цитирует The Associated Press.
В тот же день министр народных вооруженных сил КНДР вице-маршал Ким Ён Чун провозгласил, что его страна готова к ядерной войне с соседом и его американскими и японскими союзниками.
«В ответ на умышленное стремление врагов подтолкнуть ситуацию к вооруженному конфликту наши революционные силы готовятся в любой момент начать священную войну с использованием сил ядерного сдерживания», — объявил северокорейский военачальник.
Отношения между севером и югом достигли точки кипения после артиллерийского обстрела северянами 23 ноября южнокорейского острова Ёнпхёндо в Желтом море. Инфраструктура острова тогда была почти полностью разрушена, местное население эвакуировано, несколько человек погибли. Пхеньян объявил, что атаковал остров в ответ на «провокацию» южан, которые в тот день проводили учебные стрельбы и могли накрыть то, что КНДР считает своими территориальными водами. Пять южнокорейских островов — Большой и Малый Ёнпхёндо, Пэннёндо, Большой и Малый Чхондо — лежат севернее 38-й параллели, которая взята за основу для демаркационной линии между двумя корейскими государствами. Официальный Пхеньян не оспаривает территориальную принадлежность островов, однако не признает морских границ Южной Кореи.
Тогдашние учения южан были частью долговременной кампании по демонстрации военной мощи, которую Сеул выбрал в качестве ответа на потопление северянами сторожевого корвета «Чхонан» в марте 2010 года. Вину за катастрофу, унесшую жизни 46 моряков, международное сообщество возложило на Пхеньян. С тех пор отношения между двумя Кореями только ухудшались.
Международная кризисная группа, неправительственная организация, занимающаяся анализом проблем безопасности, выпустила в четверг доклад, в котором признает: территориальный спор между Пхеньяном и Сеулом и непредсказуемость северокорейской внешней политики «создают серьезный риск того, что дальнейшие провокации перерастут в более широкий конфликт».
У северян нет каких-то сдерживающих факторов: страна «изолирована от мировых рынков», и поэтому северокорейское руководство не обращает внимания на экономические последствия своих демаршей. «Сеул более ограничен в применении силы, поскольку ему много есть что терять», — уверены эксперты.