В случаях «крайней церковной необходимости» священники Русской православной церкви (РПЦ) смогут участвовать в выборах разного уровня. За внесение такой поправки в действующую социальную концепцию РПЦ проголосовал в первом чтении президиум нового церковного органа — Межсоборного присутствия во главе с патриархом Кириллом. Решение о выдвижении каждого конкретного священника будет принимать синод.
Теперь эту идею должны обсудить рядовые священники и их паства, пояснил глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Если предложение присутствия будет одобрено, документ может быть вынесен на рассмотрение Архиерейского собора уже в феврале.
Однако это не означает, что российское духовенство массово пойдет на выборы. Инициативу надо трактовать не как разрешительную, а как запретительную, объяснил «Газете.Ru» источник, близкий к разработчикам документа. Она касается в первую очередь украинского духовенства, которое пошло в политику, несмотря на запрет.
Например, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел в 2006 году возглавил на выборах в Одесскую облдуму список Партии регионов и работает сейчас депутатом на общественных началах. Наместник Киево-Печерской лавры архиепископ Вышгородский Павел был пятым номером списка той же Партии регионов на выборах в киевский горсовет в 2008 году
Теперь духовенство РПЦ на Украине сможет участвовать в выборах, не нарушая формальный запрет – впрочем, кандидатам из духовных обязательно нужно будет обращаться к руководству за письменным разрешением и благословением.
Но в России, как объяснил источник, «крайне сложно представить ситуацию, в которой кто-либо получил бы благословение на участие в выборах: применительно к нашей стране решение присутствия надо трактовать как ужесточение запрета».
Сейчас участие священников в выборах любого уровня и членство в партиях запрещено пятой главой Основ социальной концепции РПЦ – объемного документа, описывающего официальную позицию РПЦ по вопросам взаимоотношений со светской властью и обществом. Это объясняется тем, что
политические убеждения разъединяют людей, а церковь должна заботиться об их единстве. Кроме того, политическая борьба иногда ведется методами, противоречащими христианской морали.
Иметь политическую позицию священникам не возбраняется, но им запрещено излагать ее с церковного амвона и выдавать свое мнение за официальную позицию всей РПЦ.
Запреты и ограничения не касаются обычных верующих — наоборот, их политическая активность даже поощряется церковью, если она основана «на стремлении преображать окружающий мир по слову Христову». Им надо лишь помнить, говорится в концепции, что многое в политике «сопряжено с грехом или попустительством греху», поэтому от православного деятеля «требуется крайняя духовная и нравственная чуткость».
Отдельно в документе подчеркнуто, что никто не может запретить ни мирянам, ни священникам голосовать на любых выборах.
Русская православная церковь не всегда была так аполитична. В прошлом веке иерархи разного уровня были депутатами и Верховного совета СССР, и Госдумы – как имперской, так и современной, однако это всегда вызывало протест у некоторой части священноначалия и верующих.
Еще в 1919 году патриарх Тихон, который был канонизирован в 1989 году, призвал духовенство воздержаться от участия в политической борьбе. В своем послании, посвященном этой теме, он напомнил, что священники «по своему сану должны стоять выше и вне политических интересов». В следующий раз такой вопрос обсуждался уже во время перестройки. В 1988 году, в преддверии выборов депутатов первого съезда народных депутатов СССР, синод постановил благословить священников, баллотирующихся в депутаты, «выражая нашу уверенность, что их деятельность послужит благу верующих и всего нашего общества».
Тогда в депутаты избрались сразу несколько священнослужителей, в том числе Глеб Якунин. После съезда Архиерейскому собору даже пришлось обсудить,
«во-первых, как далеко может идти церковь по пути принятия ответственности за политические решения без того, чтобы ставить под сомнение свой пастырский авторитет, и, во-вторых, позволительно ли для церкви отказываться от участия в законотворчестве и от возможности оказывать нравственное воздействие на политический процесс, когда от принятия решения зависит судьба страны».
Духовенство так активно включилось в политическую борьбу, что некоторые священники даже не спрашивали благословения (разрешения) у своего руководства. В итоге священноначалие стало склоняться к тому, чтобы снова ограничить участие батюшек в политической жизни, и накануне первых выборов в Госдуму, в 1993 году, снова запретило духовенству участвовать в парламентских выборах. На этот раз ослушников решено было строго наказывать — лишать сана. Именно за участие в выборах в первую постсоветскую Госдуму Священный синод РПЦ лишил сана Глеба Якунина.
С тех пор церковь считает участие духовенства в выборах делом как минимум неполезным. После извержения Якунина из сана появился фактический запрет на членство духовенства в политических партиях, а в 1997 году синод определил, что сотрудничество с партиями возможно, но только если оно не предполагает агитации за политиков. Этот запрет был результатом скандала. В 1996 году московский протоиерей Александр Шаргунов призвал свою паству голосовать на президентских выборах за лидера КПРФ Геннадия Зюганова, потому что главный соперник безбожника Зюганова на тех выборах – Борис Ельцин – казался ему еще большим грешником.