Сегодня в Брюсселе открывается двадцать шестой саммит Россия — ЕС. Главными темами переговоров станут заключение нового базового соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) и вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
«Это очень значимый саммит, поскольку, я надеюсь, что на нем будет поставлена точка в большой, важной и трудной, а порой и изнурительной работе по решению всех вопросов, от которых зависело достижение договоренностей о вступлении России в ВТО», — разъяснил журналистам помощник российского президента Сергей Приходько.
Европейскую сторону будут традиционно представлять председатели Европейского совета и Европейской комиссии Херман ван Ромпёй и Жозе Мануэл Баррозу. К ним присоединятся верховный представитель ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон и еврокомиссар по торговле Карел де Гухт. Ассистировать президенту Дмитрию Медведеву будет глава МИДа Сергей Лавров.
Официально главными темами для обсуждения заявлены совместные российско-европейские усилия по преодолению мирового экономического кризиса, а также по борьбе с изменениями климата. Однако присутствие де Гухта и предыдущая история российско-европейских взаимоотношений показывает, что приоритет будет отдан торговым и энергетическим вопросам.
В конце ноября российские и европейские дипломаты объявили, что преодолели последние разногласия, разделявшие стороны по вопросу о вступлении России в ВТО. В минувший четверг российский министр финансов Алексей Кудрин заявил в Сочи, что Россия «как никогда близка» к присоединению в организацию. Уже достигнуты договоренности по российским экспортным пошлинам на древесину. Москва обещает снизить их сразу после вступления в ВТО, рассказывал «Газете.Ru» источник, связанный с лесопромышленностью. Максимальный размер пошлины будет снижен с 25% до 15% таможенной стоимости и составит не менее €15 за кубометр. Главными оппонентами Москвы по лесному вопросу были скандинавские и балтийские страны, полагавшие, что проводимый российским правительством курс дает российским производителям необоснованные конкурентные преимущества.
На полях саммита в Брюсселе будет подписан «меморандум о взаимопонимании», хотя оптимисты говорили, что он мог быть заключен даже раньше. Этот документ как часть общей договоренности снимет формальные препятствия на вступление России в ВТО.
«Это единственное реальное событие, которого стоит ждать от этого саммита», — считает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. Он с иронией вспоминает, что подобные протоколы уже подписывались в 2005 году, но так и не вступили в силу из-за «общего затягивания вступления России в ВТО».
Правда, в этот раз европейские чиновники и порекомендовали своим коллегам из России еще раз задуматься о правилах субсидирования национальной промышленности и пересмотре санитарных стандартов для импортируемых пищевых продуктов. Помимо претензий членов Евросоюза у России есть разногласия с ведущими экспортерами продовольствия — так называемой кернской группой, в нее входят 19 стран, в том числе Новая Зеландия, Австралия, Канада, а также некоторые страны Латинской Америки. Разногласия касаются размера субсидий на поддержку сельского хозяйства.
Россия уже завершила со всеми двусторонние переговоры, напоминает ведущий научный сотрудник Института торговой политики при ГУ-ВШЭ Алексей Партанский, теперь завершены и переговоры в многостороннем формате. Но предстоит еще длительная работа над докладом рабочей группы, говорит эксперт: целый ряд разделов требуют изменений и новых согласований в связи с созданием Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Процесс согласования поправок может занять еще несколько месяцев.
На саммите, как ожидается, будет поднят еще один непростой вопрос — о приведении к единому знаменателю выплат европейских авиакомпаний назначенному национальному перевозчику за пролет над российской территорией по азиатским направлениям. По оценкам Брюсселя, в 2008 году европейцы заплатили $420 млн, большая часть из которых шла напрямую «Аэрофлоту».
Еще в октябре Еврокомиссия обратилась с формальным письмом к Австрии, Германии, Финляндии и Франции с просьбой прояснить их двусторонние соглашения с Москвой в сфере гражданской авиации. Как считают в Брюсселе, они дают их национальным перевозчикам необоснованные преимущества по сравнению с авиакомпаниями других членов ЕС и нарушают, таким образом, антимонопольное законодательство союза. Здесь у европейцев мало шансов на успех, считает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев: «Это двусторонние коммерческие договоренности, к которым регуляторы не имеют отношения. Многие из них были заключены еще до того, как был создан Евросоюз. Если европейские чиновники обяжут свои авиакомпании их пересмотреть, «Аэрофлот» просто откажется обслуживать такие рейсы».
Брюссель недоволен и отказом Москвы принимать его политику «открытого неба». Этот принцип гарантирует равные права национальным перевозчикам при смене их собственника. Однако Россия, например, разорвала контракт с Austrian Airlines после того, как австрийская авиакомпания была поглощена немецкой Lufthansa. «О либерализации воздушного сообщения говорил некоторое время назад замминистра транспорта Валерий Окулов, — поясняет Пантелеев. – На рынке авиаперевозок действительно стираются национальные границы, но российская индустрия не готова в открытую конкурировать с зарубежными перевозчиками».
Россия, в свою очередь, будет добиваться признания «Южного потока» приоритетным энергетическим проектом Евросоюза — таким же, как и его конкурент Nabucco.
На прошлой неделе постпред РФ при ЕС Владимир Чижов схватился за высказывания еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера, заметившего на конференции, посвященной 10-летию российско-европейского энергетического диалога, что Брюссель «приветствует строительство всех газопроводов, которые доставляют газ в Европу». Россия хотела бы от ЕС «чего-то большего, чем декларации», например, предоставления «Южному потоку» статуса трансевропейского проекта, который имеют Nabucco и «Северный поток», цитирует дипломата ИТАР-ТАСС.
Несмотря на то, что «Южный поток» поддерживают Италия и несколько восточноевропейских стран, в Брюсселе смотрят на Nabucco как на возможность диверсифицировать поставщиков природного газа. Газ по нему должен пойти из Азербайджана, Ирана и Туркменистана. На той же конференции Эттингер прямо объявил, что «Южный поток» в долгосрочной перспективе, скорее всего, будет конкурировать с Nabucco».
В общеполитической повестке, включая вопросы евроазиатской безопасности и перспективы заключения нового базового соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Москвой и Брюсселем, прорывов ожидать маловероятно. В Москве об СПС говорят со сдержанным оптимизмом.
Впрочем, накануне саммита Сергей Приходько сообщил, что «не считает нереальным» завершение основной работы в следующем году. «Некоторые вопросы полностью согласованы. Мы приближаемся к рубежу, когда потребуется искать развязки по вопросам, требующим политического решения», — пояснил помощник президента. «Для нас один из принципиальных вопросов — фиксация в новом базисном соглашении принципов, касающихся видения стратегического партнерства России с ЕС», — добавил Приходько. По его словам, часть позиций удалось согласовать по итогам саммита Россия — НАТО, который прошел 20 ноября в Лиссабоне. Однако источник, знакомый с переговорным процессом по согласованию СПС, говорит, что стороны не могут окончательно согласовать принцип неделимости системы безопасности.
«Создается ощущение, что СПС мало кого интересует, энтузиазма нет ни с одной стороны», — замечает Лукьянов. Срок действующего базового соглашения истек еще 1 декабря 2007 года, но с тех пор он автоматически продлевается. Переговоры по новому договору блокировались несколько раз, сначала Польшей, затем Литвой, затем – после августовской войны с Грузией в 2008 году – по общему решению стран — членов Евросоюза. Переговорный процесс был официально возобновлен 2 декабря 2009 года, но еще в мае в Еврокомиссии ждали ответа на вопрос, каким образом и когда Россия будет вступать в ВТО. Об этом говорили уже давно, говорит Партанский. Сейчас соглашение о стратегическом партнерстве будет готовиться одновременно с докладом рабочей группы по ВТО, отмечает эксперт.