Выдача российского предпринимателя Виктора Бута властям США и начало суда — это очевидная победа Вашингтона в двухлетнем юридическом сражении за экстрадицию подозреваемого в контрабандной торговле оружием коммерсанта, признают газеты. The Christian Science Monitor пишет о пяти причинах, побудивших США так долго добиваться выдачи Бута. Во-первых, считает газета, его экстрадиция — «послание всем прочим оружейным контрабандистам», которое может заставить каких-то игроков этого рынка уйти.
Во-вторых, это сбор данных о российской разведке и расстановке сил между российскими государственными и криминальными игроками.
Вскрытие каналов поставки оружия террористическим группам на Ближнем Востоке, в первую очередь «Хезболлах», — третий резон американского правительства. То же самое касается и афганских талибов (организация запрещена в России), и колумбийских наркоповстанцев — это, соответственно, четвертая и пятая причины.
Арест Бута может целить высоко. «Полагают, что он выстроил связи с самыми высокопоставленными офицерами российской военной разведки, — пишет The Washington Post. — Москва жестко лоббировала его невыдачу, и эксперты по разведке говорят: России могут опасаться того, что может рассказать Бут американским властям на допросах». Немецкая Frankfurter Rundschau не сомневается, что в Москве заинтересованы только в том, чтобы Бут не выдал что-то компрометирующее ее, и мало беспокоятся из-за того, что «торговец смертью» расскажет о каналах поставки оружия в горячие точки по всему миру. «Полвека назад президент США Дуайт Эйзенхауэр предупреждал о чрезмерном усилении военно-промышленного комплекса», в России же он представлен государственным монополистом «Рособоронэкспорт», и «Бут должен знать про него что-то», уверено издание.
«Неизбежно всплывет имя российского вице-премьера Игоря Сечина, близкого к Владимиру Путину, который контролирует военно-промышленный комплекс», — ссылается на экспертов французская Le Figaro.
Колумнист WP Джексон Дил говорит более резко: «Международные преступники, имеющие связи с российским правительством, привыкли пользоваться безнаказанностью. Парочка из них даже заседает в (российском) парламенте несмотря, на выдвинутые против них иностранной полицией обвинения в убийствах. Не удивительно поэтому, почему экстрадиция (…) Бута (…) вызвала громкие крики недовольства в Москве».
«Можно подумать, администрация Обамы выкрала национального героя (России)», — комментирует Дил заявления российского МИДа.
«Большинство стран предпочитают «тихую дипломатию», когда пытаются заполучить своих негодяев, да и то если пытаются. Но путинский режим, по всей видимости, не испытывает угрызений совести, ведя публичную кампанию в поддержку Бута», — пишет он.
Le Figaro пишет о деле Бута без лишних эмоций, отмечая, что арест предпринимателя — «эпизод в тайной коммерческой войне и войне спецслужб, которые ведут Москва и Вашингтон». Газеты приводят список вопросов, ответы Бута на которые могли бы поставить российское правительство в затруднительное положение: откуда торговец оружием получал тяжелые вооружения и вертолеты для поставки в зоны конфликтов? Поставлял ли он российское оружие «Хезболлах»? Самостоятельно ли он вел бизнес с «Революционными вооруженными силами Колумбии» (FARC) или при посредничестве их главного союзника, венесуэльского президента Уго Чавеса, большого друга Москвы?
«С другой стороны, для России дело Бута может стать редким примером того, как реализуется принцип верховенства закона применительно к преступнику, действующему при поддержке государства», — иронизирует Дил из WP.