Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Следственный комитет угрожает полномочиями

Госдума приняла в первом чтении законопроект о Следственном комитете

Госдума приняла в первом чтении пакет президентских законопроектов о создании Следственного комитета. Но депутаты требуют доработать документ ко второму чтению и создали неформальную рабочую группу, чтобы сформулировать поправки.

Депутаты Госдумы приняли в первом чтении пакет законопроектов о Следственном комитете, который будет выделен из состава Генпрокуратуры. Пакет был внесен президентом Дмитрием Медведевым. Однако в понедельник представители четырех партий решили создать неформальную рабочую группы для доработки проекта. В ходе обсуждения они обозначили свои претензии к документу.

Авторами идеи выступили единоросс Александр Хинштейн, «эсер» Геннадий Гудков, либерал-демократ Андрей Луговой и коммунист Александр Куликов. Во вторник депутаты уже прямо говорили о том, что поправки в документ вноситься будут. Однако от конкретных обещаний представлявшие пакет председатель профильного комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин и полпред президента в Думе Гарри Минх удержались, обходясь дипломатичными формулировками о том, что предложения достойны обсуждения и анализа.

Основные претензии касались прокурорского надзора за следствием и больших полномочий, передаваемых новому органу в наследство от прокуратуры.

Главных критиков оказалось три ― это члены группы по разработке поправок Хинштейн и Гудков, к которым присоединился коммунист Виктор Илюхин.

Свое выступление в Думе Хинштейн начал с упоминания о поступившем к нему накануне предложении возглавить СК в Северо-Кавказком ФО (сообщение было распространено через представителя органа Владимира Маркина). «Я, возможно, последний раз выступаю перед вами в этом качестве, поскольку получил официальное приглашение от председателя Следственного комитета занять должность его заместителя по Южному... Северо-Кавказскому федеральному округу в городе Махачкала. Но вот, наверное, случайное совпадение ― то, что это предложение поступило как раз в разгар обсуждения этого важнейшего законопроекта и той критики, которая звучит не только из моих уст, но из уст многих депутатов, представляющих все без исключения фракции в Государственной думе», ― язвил перед коллегами депутат.

Он заявил, что, несмотря на оказываемую документу поддержку всей фракцией партии власти, ко второму чтению текст обязательно придется серьезно переработать, поскольку «те проблемы и системные сложности», которые были заложены в работу СКП, «в той или иной степени» сохраняются и в новом законе.

Из выступления Хинштейна следовало, что основные претензии парламентария касаются положения о прокурорском надзоре. «Да, действительно, законопроект добавляет полномочий в части отмены прокурором тех или иных постановлений, вынесенных следователем, но при этом сокращает их, поскольку настоящая редакция говорит, что прокурор вправе проводить проверку только при наличии жалобы», ― объяснил одну из своих претензий депутат.

«По статистике, из тех постановлений незаконных, например, об отказе в возбуждении уголовного дела, которые были отменены прокурорами в 2009 году, только 2% были отменены на основании жалоб, 98% ― отмена в результате надзора», ― объяснил Хинштейн. Не нравится ему и норма, согласно которой вынесенное даже по итогам рассмотрения жалобы постановление можно будет оспорить СК. «Эта норма предлагалась ранее в 2007 году, тогда, по счастью, она не прошла, и я надеюсь, что она не пройдет и сейчас, потому что абсурдна ситуация, картина, когда в зале суда будут встречаться между собой прокурор и следователь», ― предупредил он.

Жесткой критике подвергли документ и представители двух оппозиционных фракций ― КПРФ и «Справедливой России».

«Сегодня под вывеской совершенствования следствия в Российской Федерации нам предлагают фактически определить место следствия, но не решать те проблемы, которые остро встают перед нами», ― заявил в своем выступлении коммунист Виктор Илюхин.

Он сообщил, что принятие решения о создании в России единой следственной службы будет означать организацию в стране еще одной правоохранительной системы. По его мнению, это повлечет «дополнительные противоречия в правоохранительной системе, дополнительные распри, перетягивание каната, одеяла на свою сторону». Он также отметил, что в законопроекте «нет ни одной статьи о том, что надзорное исполнение данного закона осуществляет генеральный прокурор», и что ни слова не сказано о судебном контроле.

Илюхин на примере обрисовал присутствовавшим ситуацию, при которой после выделения Следственного комитета в отдельный орган, прокурорский корпус окажется под ударом. «Сегодня следователь будет проводить проверку, возбуждать уголовные дела в отношении прокуроров, если они будут подозреваться или если в отношении них поступят заявления. О какой объективности прокурорского надзора после этого можно говорить? Представим себе, прокурор отказал утверждать обвинительное заключение. Один раз отказался, второй раз отказался. А на третий раз вдруг в Следственном комитете появится анонимка о том, что прокурор злоупотребил служебным положением и так далее», ― обрисовал он.

Гудков говорил о чрезмерно расширенных полномочиях СК. Его смутило положение, согласно которому по письменному запросу руководителя следственного органа оперативно-служебные документы должны быть предъявлены на стол следователю. Или норма, по которой сотрудники СК могут беспрепятственно входить на территорию различных предприятий и знакомится с их документами. «Зачем нам УПК, когда мы, имея ксиву, можем беспрепятственно входить на территорию помещения, занимаемого всеми органами госвласти, организации, независимо от формы собственности, иметь доступ к их документам и материалам ― вот суперведомство», ― со смесью возмущения и восхищения говорил депутат.

Плигин и Минх к претензиям депутатов подготовились заранее, еще на стадии представления законопроекта, и попытались отмести все претензии. Так, представляя пакет президентских законопроектов, Минх напомнил депутатам, что, многие положения будущего закона «О следственном комитете» просто списаны из действующего закона «О прокуратуре». В том числе, что и право вхождения по предъявлении служебного удостоверения на любую территорию и доступ к документам и материалам этих организаций. Плигин, в свою очередь, подчеркнул, что кроме ведомственного контроля за производством предварительного следствия законопроект предусматривает также и осуществление прокурорского надзора. «Если нужно, данная норма может быть закреплена», ― примирительно указал депутат.

«А нужен ли вообще закон о Следственном комитете, коли вся процессуальная деятельность следователей регулируется УПК?» ― подвел черту под дискуссией Илюхин.

Поправки в закон будут приниматься до 29 ноября, затем они будут дорабатываться. Второе чтение состоится в декабре.

Новости и материалы
В Воронежской области отменили опасность атаки беспилотников
В Совфеде рассказали о благоприятной почве на Украине для расцвета терроризма
Опубликованы кадры последнего заявления Шойгу перед отставкой
В Грузии задержали гражданина Молдавии, его считают организатором митингов
Россиянам назвали пять правил финансовой безопасности
В Москве подешевели новостройки
Стало известно, кому из россиян предлагают самые высокие зарплаты в мае
Российские военные ударили по заводу в Харькове, где ВСУ ремонтируют технику
Россиянам назвали города с самыми дешевыми и дорогими квартирами
Россиянам рассказали, стоит ли вкладываться в золото в 2024 году
Финансист спрогнозировал курсы доллара и евро на июнь
Стало известно, куда россияне поедут в июне
На улицах Еревана стали появляться первые баррикады
Защита арестованного в России американского военного обжаловала меру пресечения
Крымский мост перекрыли во второй раз за утро
Российский холдинг заключил контракты на импортозамещение на 100 млн рублей
Президент Литвы заявил, что голосовал «за стабильность»
В Мариуполе 9 Мая сбили три украинских беспилотника, летевших в людные места
Все новости