Президент России в субботу провел давно ожидавшуюся встречу с японским премьер-министром Наото Каном. Она едва не оказалась под вопросом после вспыхнувшего в начале ноября российско-японского конфликта вокруг демонстративного визита Медведева на Курильские острова. На полторы недели был отозван посол Японии в России.
В итоге двухсторонние переговоры все-таки состоялись в рамках саммита АТЭС, который проходит в Йокогаме, и закончились прекращением острой фазы конфликта.
Перед встречей лидеров свои переговоры провели министры иностранных дел России и Японии Сергей Лавров и Сейдзи Маэхара, которые договорились перезагрузить отношения.
Уже на основной встрече Медведев заявил японскому премьеру, что рассчитывает в ходе этих переговоров и других контактов заложить «основу для укрепления доверительного диалога». Кан ответил, что хотел бы «развивать дружественные отношения между Россией и Японией на доверительной основе, как между двумя партнерами». «Я хотел бы приложить усилия для этого. Надеюсь, сегодняшняя встреча послужит началом для ведения полномасштабного диалога с вами на основе взаимного доверия», — заверил японский премьер.
После обмена дипломатическими любезностями встреча перешла в закрытый формат. По ее итогам глава МИД Сергей Лавров сообщил, что Медведев выступил с инициативой отказа от резких эмоций во взаимных отношениях.
«Президент сказал, что от эмоциональных заявлений и дипломатических жестов лучше отказываться, потому что они совсем не помогают делу, а наоборот», — объяснил Лавров.
«Президент подтвердил наши оценки этой ситуации: президент сам принимает решение, какой регион России посещать. Это наша территория, и так будет и впредь», — заметил дипломат. «Наши японские коллеги, надеюсь, все-таки будут к этому относиться более адекватно», — подытожил министр.
По словам главы МИДа, в закрытой части беседы Медведев предложил пересмотреть подход к рассмотрению проблемы подписания мирного договора между двумя странами, поставив на передний план экономику. Министр также отметил, что эту встречу можно считать успешной.
Наконец, Медведев пригласил Кана посетить Россию с визитом. Лавров уточнил, что премьеру предложено выбрать любой город, в том числе на Дальнем Востоке.
Премьер Японии ответил принципиальным согласием, но о дате визита пока информации нет.
Впрочем, хотя переговоры и закончились мирно, осадок от демарша Медведева останется, уверен президент Института стратегических оценок Александр Коновалов. По словам эксперта, и в Москве, и в Токио понимают, что статус-кво дипломатическими колкостями не нарушен. «Медведев отправился на Кунашир не из внешнеполитических соображений, а с намерением перебить путинский успех с путешествием на желтой «Калине». Япония, где правительство весьма непопулярно, отреагировала, также ориентируясь на внутреннюю аудиторию», — объяснил Коновалов быстрое окончание острой фазы конфликта.
Несмотря на отсутствие мирного договора, экономические отношения активно развиваются и сейчас. Одновременно с саммитом в Йокогаме проходил российско-японский бизнес-форум, а также встречи представителей бизнеса двух стран. Глава «Русала» Олег Дерипаска сообщил журналистам, что на саммите был подписан договор на сумму $1 млрд 60 млн о строительстве завода удобрений в Татарстане. Договор подписали международный консорциум японских компаний Mitsubishi Heavy Industries (MHI), Sojitsu Corporation и китайской национальной химической корпорации China National Chemical Engineering Group (CNCEG), а также российская госкомпания «Аммоний», учрежденная правительством Татарстана и госкорпорацией Внешэкономбанк (ВЭБ) в 2006 г. «Не только России нужна Япония, но и Японии нужна Россия», — уверен Дерипаска. По его мнению, политическая шумиха была поднята Токио для своих внутренних целей. «Без России невозможно составить баланс энергоносителей ни одной страны Азиатско-Тихоокеанского региона», — заявил бизнесмен.