Внесенный правительством в Госдуму законопроект вносит изменения в ст. 5 закона «О противодействии терроризму» («Организационные основы противодействия терроризму»). Ее предлагается дополнить отдельной частью, в которой будет сказано, что в целях «своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта» и «организации деятельности по противодействию его совершению» могут устанавливаться уровни террористической опасности.
В пояснительной записке к документу говорится, что при возникновении террористической угрозы уровни опасности будут устанавливаться по цветовой шкале. Планируется, что повышенному уровню террористической опасности будет соответствовать синий цвет, высокому — желтый, а критическому — красный.
В рамках указанных уровней деятельность федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления будет осуществляться «с учетом дополнительных мер, принимаемых в соответствии с порядком, определенным президентом», говорится в документе.
Сам порядок установления уровней опасности и содержание «дополнительных мер по обеспечению безопасности» в нынешнем законопроекте не разъясняется. Президент должен будет определить их своим указом.
По словам председателя думского комитета по безопасности Владимира Васильева, понятие уровней террористической опасности еще может быть расшифровано в законе: «Это процесс, а не законченное состояние. Мы будем над этим работать».
Саму идею введения уровней опасности террористического акта Васильев считает хорошей. «Я думаю это правильный подход. В Европе уже несколько раз вводились уровни. Это эффективная технология», — говорит парламентарий.
В США пять уровней террористической угрозы, эта система была задумана после теракта 11 сентября, а официально введена весной 2002 года. Уровни также распределены по цветам, каждому из которых соответствует список принимаемых мер. Распоряжение об объявлении, как правило, дает Министерство юстиции, а координирует действия Национальное агентство внутренней безопасности. При синем и зеленом уровне никаких видимых мер не принимается. При желтом вводится усиленное наблюдение за объектами, которые в теории могут подвергнуться атаке, оранжевый предусматривает дополнительные меры безопасности на военных базах, в портах, атомных электростанциях, усиливается охрана аэропортов, вокзалов, другого общественного транспорта, тоннелей, мостов, посольств США за границей, государственной границы. Самый высокий уровень угрозы — красный. После его объявления на выборочных территориях могут быть закрыты государственные и общественные учреждения, а их персонал эвакуирован в специальные места, вплоть до подземных бункеров.
Подобные схемы с незначительными различиями действуют также во Франции, Индии, Японии, Израиле. А в Великобритании уровней пять, но они обозначены не цветами, а словами — от «низкого» до «критического».
По словам депутата Алексея Розувана, красной критической отметке, вероятнее всего, будет соответствовать ситуация, когда у властей «уже есть информация, что террористы находятся недалеко от объекта».
Решение о повышении или понижении уровня террористической угрозы, по всей видимости, будет принимать руководитель НАК или ФСБ, предполагает Розуван. Этот же руководитель будет принимать решение о площади распространения режима угрозы. Информация об угрозе террористической атаки в одном из регионов может стать основанием для объявления того или иного «цветного» режима не только в этом регионе, но и в группе других. «Конечно, распространять на всю страну это не имеет смысла. (Режим угрозы) может быть распространен на регион или группу регионов», — говорит Розуван.
В законопроекте сказано, что введение уровней террористической опасности не должно сопровождаться введением мер, ограничивающих права и свободы гражданина.
Однако теоретически какие-то меры могут предусматривать определенные ограничения для граждан — доступ к каким-то объектам, усиление личного досмотра и тому подобное, не исключил Розуван.
Но то, что террористическая угроза в одном из российских регионов может быть использована как повод для запрета политических акций в других регионах, собеседник «Газеты.Ru» исключил: «Я думаю, не надо подводить это к политике. (Указом) будут предусмотрены оперативные меры, реальные меры противодействия терроризму», — заверил депутат.
Меры, которые необходимо принимать при том или ином уровне угрозы, президентом будут определены однократно и меняться не будут, убежден депутат.
«Цветовые» шкалы угрозы неэффективны, отмечает редактор сайта Agentura.Ru Андрей Солдатов. «Коммуникация между госслужбами и так налажена, а население не обучено реагировать на подобные угрозы», — говорит эксперт. По его мнению, объявление может привести к росту паники, ксенофобии и количества ложных звонков в милицию и ФСБ.
Помимо введения понятия уровней террористической опасности правительственный законопроект также «устраняет коллизию ряда норм ФЗ «О противодействии терроризму», определяющих порядок принятия решения о проведении контртеррористической операции и руководства ею». Для этого поправки вносятся в ст. 13 закона (руководство контртеррористической операцией). Авторы документа предлагают записать в ч. 1 этой статьи, что руководителем контртеррористической операции является лицо, принявшее решение о ее проведении. Замена, согласно документу, может быть осуществлена только по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности (ФСБ).
При этом в ч. 5 ст. 15 (силы и средства, привлекаемые для проведения контртеррористической операции) вносятся поправки, согласно которым вмешательство любого лица «независимо от занимаемой им должности» в управление подразделениями, входящими в состав группировки сил», не допускается с момента, когда руководителем КТО отдан боевой приказ.
Сейчас в ч. 1 закона сказано только, что «руководство контртеррористической операцией осуществляет ее руководитель, который несет персональную ответственность за ее проведение». В ст. 12 закона определено, что решение о введении режима КТО (контртеррористической операции) и его прекращении принимает руководитель ФСБ, либо по его указанию другое должностное лицо того же ведомства, либо руководитель территориального подразделения того же ведомства. В случае если операция требует значительных сил и средств и охватывает территорию проживания значительного числа людей, руководитель ФСБ должен доложить о ней президенту, премьер-министру, спикеру Совета федерации, председателю Госдумы, генпрокурору и другим должностным лицам «при необходимости».
По мнению депутатов, поправка является абсолютно логичной. «Это совершенно правильно. Если режим КТО объявит президент, то он и будет являться руководителем КТО», — говорит Розуван.