Заседание «премьерского» экономического комитета межгосударственной российско-украинской комиссии, которое состоялось в среду в Киеве, не могло не оказаться результативным, ведь договоренности, которые предстояло подписать премьерам и профильным министрам, готовились еще с весны. О части из 10 подписанных документов было известно давно.
Так, не стало неожиданностью соглашение о сотрудничестве в ядерной сфере, согласно которому российское ОАО ТВЭЛ займется подготовкой к строительству завода по производству ядерного топлива на территории Украины. ТВЭЛ еще в сентябре выиграл конкурс, объявленный Киевом, и окончательно вытеснил с украинского рынка американскую компанию Westingouse, которая начала поставки топлива для украинских АЭС в период президентства Виктора Ющенко и при его поддержке.
По итогам визита было объявлено также о первом шаге на пути к интеграции украинского и российского авиапромов. Российская Объединенная авиационная корпорация и ее украинский партнер, АНТК «Антонов», договорились о создании совместного предприятия под названием «ОАК-Антонов». О необходимости работы в этом направлении президенты и премьеры двух стран говорят вот уже полгода, но схема объединения авиастроительных комплексов до сих пор остается неясна.
Созданное СП, как утверждает гендиректор «Антонова» Дмитрий Кива, является «пустышкой», в которую еще предстоит завести активы и производственные мощности обеих компаний-создательниц, причем сделать это непросто — мешает украинское законодательство и ряд принципиальных разногласий Киева и Москвы. В частности, Украина категорически отказывается передавать в СП свои конструкторские бюро и некоторые ключевые инженерные наработки, хотя Москва заинтересована именно в этих активах украинского авиапрома.
Определенной неожиданностью стало подписание договора между кабинетом министров Украины и российско-британской ТНК-ВР соглашения о разведке и добыче сланцевого газа в Донбассе. На первом этапе ТНК-ВР готова инвестировать в проект $50 млн, а если разведка окажется успешной — инвестиции составят $2 млрд, рассказал после подписания документа исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан. Проект предполагает ежегодную добычу 5 млрд кубов газа, что составляет седьмую часть от объемов, закупаемых Украиной в России.
Обо всех этих, а также других договоренностях журналистам пришлось расспрашивать участников делегаций. Услышать хоть какие-то пояснения Путина вчера не удалось. Российские премьер на Украине был тих и невесел.
Первые сведения о проблемах с визитом появились еще до его начала — премьерский самолет прибыл в Киев с примерно двухчасовым опозданием. Сперва этому не придали особого значения, ведь срыв графика мероприятий с участием Путина — вещь уже случавшаяся.
Из аэропорта глава российского правительства направился на встречу с президентом Виктором Януковичем. «Грустный он какой-то, постоянно вниз смотрел», — делились друг с другом журналисты после короткого приветствия политиков.
Еще грустнее оказалась протокольная часть встречи Путина с украинским коллегой Николаем Азаровым. Лишь пожав руки друг другу и сев в кресла, премьеры попросили прессу оставить их наедине. Путин при этом даже не повернулся к телекамерам.
Но больше всего журналистов украинского правительственного пула взволновали кадры прохода премьеров в переговорную комнату, где — впервые за время визита — журналисты оказались слева от Путина. На кадрах, которые в четверг тиражируют украинские СМИ, были видны синяк и отек вокруг левого глаза, которые оказался не способен скрыть грим.
Протокол визита был также изменен. Обед Путина с представителями украинского бизнеса (значился в программе визита) отменили, не объяснив участникам причину такой отмены. Не состоялась также итоговая совместная пресс-конференция премьеров — Путин и Азаров ограничились лишь двухминутными заявлениями (первоначально пресс-служба Азарова анонсировала конференцию).
Пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков предположения о плохом самочувствии Путина и синяке опроверг: «Журналисты не правы, наверное, так падал свет. Но то, что премьер-министр устал, это правда, в последнее время он очень много работает и все время в разъездах».
По словам Пескова, визит был не скомканным, а, наоборот, «встречи с Януковичем и Азаровым шли дольше, чем было запланировано».
О содержании и итогах двухчасовых закрытых переговоров глав правительств журналисты вчера так и не узнали. Хотя главная (или по меньшей мере одна из главных) тема их беседы ни для кого не является тайной: по инициативе украинской стороны премьеры обсуждали возможность нового пересмотра контрактов о поставке и транзите газа по территории Украины.
В Киеве считают, что даже после подписания в апреле харьковского соглашения, снизившего на треть формульную стоимость газа, Украина по-прежнему платит за него нерыночно высокую цену. В среду утром, еще до приезда Путина в Киев, Азаров объявил, что будет настаивать на пересмотре соглашений в ходе переговоров с российским коллегой. «Мы высказали позицию, что действующее соглашение о поставках газа в Украину не может нас устраивать», — объявил украинский премьер.
Формальной причиной для такого пересмотра в Киеве называют тот факт, что в сентябре Украина присоединилась к Европейской энергетической хартии и приняла закон о рынке газа. «Поэтому соглашение, заключенное предыдущим правительством, сейчас не отвечает действующему законодательству Украины. Это реалии, которые нельзя проигнорировать. Надо искать компромисс», — подытожил Азаров.