Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Новейшая история Чечни

Чеченские ученые хотят рецензировать все учебники истории

,
После скандала с учебником истории Вдовина — Барсенкова чеченское правительство занимается предварительным «вычитыванием» всех методических материалов по истории России, сообщил министр образования Чечни Анзор Музаев. В российском Минобразования говорят, что обязательной сверки текстов пособий с региональными властями нет.

Проекты методических материалов по истории России направляются для вычитывания в министерство образования и академию наук Чечни, рассказал во вторник на заседании комитета по образованию Совета федерации министр образования и науки Чечни Анзор Музаев. Так решили поступить после недавнего скандала с нелицеприятными отзывами об истории чеченцев в одном из вузовских пособий, сказал он.

Третье издание учебника «История России. 1917—2009» под авторством Александра Вдовина и Александра Барсенкова послужило этим летом началом большого скандала. Авторов, чей текст попал в поле зрения чеченских чиновников, обвинили в шовинизме и национализме. Уполномоченный по правам человека в Чеченской республике Нурди Нухажиев заявил, что готовит обращения в суд по поводу фраз авторов о том, что «63% чеченских мужчин, призванных в армию в начале Великой Отечественной войны, нарушили присягу и стали дезертирами; мобилизацию на территории Чечни пришлось прекратить». Член общественной палаты Николай Сванидзе пообещал обратиться в Генпрокуратуру и Минобразования с тем, чтобы оценить присутствие разжигания национальной розни в пособии. «Дело историков» вызвало конфликт среди самих ученых, одни из которых заявляли о «шовинизме» в учебниках, а другие — о «травле» авторов и защите исторической науки. В конце концов авторы выступили с письмом в адрес библиотеки МГУ и издательства «Аспект Пресс» с просьбой приостановить распространение учебного пособия «до исправления допущенных неточностей». В МГУ создана экспертная комиссия для проведения научной экспертизы скандального учебника, и к 15 ноября комиссия должна представить заключение «о степени достоверности привлекаемых источников и методике их использования, о возможности и целесообразности дальнейшего применения данного пособия в учебном процессе».

«Я помню эту историю, и, чтобы такого больше не было, теперь нам присылают методические пособия на вычитку», — привел «Газете.Ru» слова чеченского чиновника сенатор Руслан Гаттаров.

Какие именно пособия, кто и на каком основании присылает, а также каковы итоги изучения методических пособий — чеченскими учеными Музаев не уточнил. В Министерстве образования России «Газете.Ru» заявили, что отвечают «только на официальные запросы». Чиновник, близкий к Минобразования, пояснил, что «методологическая поддержка осуществляется на уровне регионов». В учебно-методическом объединении (УМО) по классическому университетскому образованию сказали, что не слышали о таком порядке рецензирования материалов.

Помощник чеченского министра образования Зина Серганова, курирующая библиотеки и разработку учебных пособий, рассказала «Газете.Ru», что республиканские минобр и академия наук уже несколько лет занимаются оценкой выходящих учебников истории. «У нас были встречи, конференции с представителями академии наук, мы высказывали замечания историков и академиков по поводу того, что некоторые историки необъективно излагают исторические факты о чеченском народе», — говорит Серганова.

«Наши академия наук и минобр фильтруют те данные, которые касаются описания истории Чечни – мы же не можем допустить учебники, в которых искажаются факты и пишется, что в нашей истории был только терроризм», — говорит помощник министра.

В частности, несколько лет назад с республику для обсуждения учебника «История России 1900—1945 гг.» приезжал историк Александр Данилов, а в прошлом году готовящийся к изданию учебник истории в Чечне обсуждал гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков, рассказывает помощник министра.

Учебные пособия присылаются на оценку в Чечню еще до издания и до получения грифа УМО, уточнила Серганова.

«Позиция минобразования Чечни странная, — говорит московский учитель, автор учебников Леонид Кацва, отметив, что впервые слышит о такой практике вычитывания. — У нас в стране существует вполне определенный порядок выхода учебных пособий. Школьный учебник проходит процедуру грифования. Учебник подается издательством на экспертизу в профильный институт академии наук и профильный институт академии образования. После этого учебнику присваивается гриф «допущено». Решение могут принимать только федеральные органы, подчеркнул Кацва.

Вероятно, речь идет об устных договоренностях о том, что МГУ может прислать новый вариант учебника Вдовина — Барсенкова, предполагает Кацва, но он о таких договоренностях не слышал.

Новости и материалы
Экс-вице-губернатора Петербурга приговорили к 13 годам колонии
Принятая за простуду болезнь британца спровоцирована плотоядным жуком
В МИД РФ отреагировали на вето США на резолюцию о прекращении огня в Газе
На Урале россиянин истязал и бросал на пол двухлетнюю дочь сожительницы
В ФНС пообещали оценить прозрачность системы выплат за мигрантов
Ультраправый израильский министр призвал присоединить Западный берег Иордана
Глюкоза заявила, что оставила «большой шрам на сердце» дочери
На Украине дезертирам разрешили добровольно вернуться на службу
В США задержали мужчину, хотевшего взорвать Нью-Йоркскую фондовую биржу
В России предложили модернизировать зенитки ЗУ-23 для борьбы с БПЛА
Двое детей и их родители отравились газом во время утечки в петербургском частном доме
В Магнитогорске пенсионерка попала под трамвай и лишилась ног
Женщина уронила двухмесячного сына во время драки со свекровью
В Москве за хищение денег у Ларисы Долиной задержан еще один соучастник преступления
Украинские адвокаты передали ООН сведения о «пыточных» СБУ
Вучич заявил, что только «ненормальные» думают, будто Путин блефует
Найдены новые участки генома, связанные с опасным сердечным заболеванием
Бывший IT-специалист Блиновской разработал схему дробления ее бизнеса
Все новости