Одна из самых известных на мировом рынке пиар-компаний, коммуникационная группа Ketchum, входящая в американский концерн Omnicom, выкупила контрольную долю в российском пиар-агентстве «Маслов PR», сообщили в пресс-офисе Ketchum.
«Фирма сменит название на Ketchum Maslov, бизнесом продолжат руководить Михаил Маслов, основатель и управляющий директор «Маслов PR», и его партнер Сергей Чумин. Непосредственным руководителем Маслова будет Джон Хиггинс, старший партнер и исполнительный директор Ketchum International», — говорится в сообщении международной компании.
Сумму сделки компании не раскрывают. Михаил Маслов признает, что оценка российского бизнеса в сфере пиара — это «неоднозначный вопрос». «Экспертные оценки рынка расходятся в диапазоне от $200 млн до $1 млрд. Многие работают в «серой зоне», — сетует он.
Выручка Omnicom в третьем квартале 2009 года составляла почти $3 млрд. «Значение России для наших клиентов растет», — комментирует сделку Джон Хиггинс.
Российская сделка продолжает серию слияний, проведенных Ketchum в 2010 году: была завершена покупка европейского коммуникационного концерна Pleon, сформировано совместное предприятие на Ближнем Востоке — Ketchum Raad Middle East, а к сети аффилиатов было подключено ведущее пиар-агентство Южной Кореи Prain.
Пиар-агентство Maslov PR было основано в 2006 году, после реструктуризации компании «Маслов, Сокур и партнеры», работавшей с 1994 года. Основные направления деятельности: стратегический консалтинг по вопросам информационной политики, имиджа и репутации, развитие отношений со СМИ, event-менеджмент и внутрикорпоративные коммуникации.
С 1995 года пиар-агентство Михаила Маслова работало в статусе аффилиата — партнера Ketchum в России. Но американская группа не входила в капитал российской компании. По словам Михаила Маслова, продажа контроля дает его бизнесу «международные ориентиры». «Это новые технологии и новые инструменты», — говорит он «Газете.Ru».
Среди новых ориентиров Михаил Маслов выделяет работу на рынках Казахстана и Белоруссии. «Это не связано с политическим консультированием в предвыборный период», — уверяет он.
Новые совладельцы «Маслов PR» известны в России с 2006 года, преимущественно благодаря проектам, связанным с политикой.
Американское агентство работало над улучшением имиджа России на международном уровне по контракту с Кремлем. В обязанности пиар-компании входило установление контактов с западными средствами массовой информации с целью подправить репутацию России и государственных структур в преддверии саммита G8 в Санкт-Петербурге.
Заключение контракта с Кремлем, который участники международного пиар-рынка оценивали в несколько миллионов долларов, произошло на фоне «дела ЮКОСа» и вызвало большой резонанс в общественно-политических кругах США. В последнее время появлялись сведения об интересе Ketchum к российскому политическому рынку, в частности, СМИ сообщали о возможном заключении контракта с властями Самарской области.
«Выгода продавца понятна, он получает деньги», — констатирует Игорь Минтусов, председатель совета директоров «Никколо-М». Он не исключает, что покупка «Маслов PR» связана с заключением новых контрактов в России: «Ketchum уверен, что сможет обеспечить портфель заказов». «Сейчас американская компания обеспечивает порядка 70% портфеля «Маслов PR», но прибыль делится в определенной пропорции. Сделка позволит Ketchum рассчитывать на 100% прибыли. Через несколько лет компания вернет инвестиции», — полагает Игорь Минтусов. По его оценкам, стоимость активов на российском пиар-рынке рассчитывается на уровне 3—5 размеров годовой прибыли.
Для российского рынка пиар-услуг сделка Ketchum и «Маслов PR» означает, что Ketchum станет еще более серьезным игроком, считает гендиректор агентства «Коммуникатор» Виктор Майклсон. «Действительно, Маслов более 10 лет сотрудничал с Ketchum, помогая компании получать крупные заказы. Теперь он сможет выйти на пенсию или уехать в Америку, но, скорее всего, останется управляющим в новой компании», — предположил собеседник «Газеты.Ru».
Ketchum, вероятно, будет сопровождать такие крупные проекты, как Олимпиада или «Сколково», не исключил Майклсон.
Эксперт не исключил, что именно из-за будущих крупных контрактов в России Ketchum пришлось купить «Маслов PR». «Это может быть связано с требованиями каких-нибудь наших госструктур: «Маслов PR» для таких крупных проектов могла оказаться слишком небольшой, Ketchum — слишком иностранной. А теперь Ketchum будет российской компанией», — полагает собеседник «Газеты.Ru».