Информация «о формах, методах и условиях организации и планирования террористической деятельности» останется открытой, такое решение приняли во вторник члены думского комитета по безопасности. Комитет рассматривал пакет поправок ко второму чтению правительственного законопроекта об изменения в закон «О гостайне». В первом чтении его приняли 22 сентября.
Поправки в закон «О гостайне» были внесены в Госдуму по инициативе ФСБ весной этого года. Документом предлагалось расширить перечень сведений, составляющих гостайну, за счет информации о мерах по противодействию терроризму, данных «о формах, методах и условиях организации и планирования террористической деятельности» (как поясняли на момент внесения документа депутаты, речь в этом пункте идет о том, чтобы не раскрывать журналистам и обществу выясненные следствием детали подготовки террористами своих акций). Авторы инициативы предлагали также отнести к гостайне информацию о защищенности от терактов и диверсий «критически важных» и «потенциально опасных» объектов инфраструктуры и данные о финансовом мониторинге физических и юридических лиц, «полученные в связи с проверкой их возможной причастности к террористической (экстремистской) деятельности».
Последние предложения комитет по безопасности поддержал.
Поправку, фактически позволяющую спецслужбам не давать информацию о том, каким образом произошел теракт и что привело к трагедии, из первоначальной редакции документа предложил убрать зампред комитета по безопасности единоросс Михаил Гришанков. В заключении комитета говорится, что определение понятия «противодействие терроризму» и так включает эти понятия, поэтому выделять такие сведения в отдельную группу, по мнению депутатов, является «нецелесообразным».
Депутаты сочли, что закон «О противодействии терроризму» и так запрещает распространение информации, которая может быть сочтена призывами к терактам и проч.
От голосования за поправки воздержался только член комитета депутат от «Справедливой России» Геннадий Гудков. Во время обсуждения документа он заявил, что из текста законопроекта остается неясным, что представители спецслужб будут понимать под понятием «меры по противодействию терроризму». Присутствовавший на обсуждении представитель ФСБ Игорь Ильяш заявил, что давать эту информацию комитету ведомство не обязано, к тому же она носит технический характер.
«Если мы все засекретим, у нас у самих возникнут проблемы по предупреждению терроризма», — говорит коммунист Виктор Илюхин.
Эксперты считают, что с отклонением нормы о секретности сведений о подготовке терактов главная опасность законопроекта не устранена. «Самое важное, что под эгидой борьбы с террором засекречивают в том числе и информацию о том, куда уходят бюджетные деньги на противодействие терроризму», — отмечает адвокат Игорь Трунов.
Что касается гостайны, юрист уверен: «50% того, что сейчас пытаются засекретить, должно быть транспарентно и открыто». Например, ничего страшного Трунов не видит под исключенной из законопроекта формулировкой. «Ничего там такого нет, чтобы это нужно было секретить», — говорит он.