Правительство России опубликовало итоговый вариант стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа, которая должна стать планом действий вице-премьера и полпреда президента в регионе Александра Хлопонина. Стратегию разрабатывали Минрегион совместно с консалтинговыми компаниями.
Три сценария
По замыслу авторов стратегии, к 2025 году Северный Кавказ должен стать ведущим оздоровительным и горнолыжным туристическим центром России и СНГ, крупным поставщиком экологически чистых продуктов, развитым транспортным узлом и просто привлекательной для постоянного проживания территорией.
Сейчас существует три сценария развития Кавказа, пишут авторы документа. Первый, инерционный, характеризуется достижением целевых значений всех ФЦП, среднероссийским темпом роста всех основных социально-экономических показателей, отказом от долгосрочных приоритетных проектов и вместе с тем снижением качества человеческого капитала и дальнейшим ростом межэтнической напряженности и террористической активности.
При втором, базовом, предполагается, что проблемы обеспечения безопасности будут решены в течение 5—10 лет, что будет сдерживать развитие туризма.
Основной акцент будет сделан на улучшении инвестиционного климата для крупных корпораций и развитие инфраструктурных. Уровень безработицы снизится с 16% до 9%, а средняя зарплата вырастет с 9,6 до 18,6 тыс. рублей в месяц.
Наконец, третий сценарий назван «оптимальным». Он рисует радужные перспективы: динамичное развитие туристического комплекса, сокращение разрывов по производительности в ключевых секторах экономики СКФО, «глубокую модернизацию социальной инфраструктуры», создание новых центров экономического развития, стабилизацию общественно-политической и межэтнической ситуации, сокращение безработицы до 5% и рост зарплаты в два с половиной раза, до 23,8 тыс. рублей в месяц.
Его осуществление должно пройти в два этапа: на первом, в 2010—2012 годах, будут созданы необходимые условия — разработаны госпрограммы и инвестстимулы, законодательная база, организация управления развитием округа. На втором этапе планируется привлечение инвестиций в модернизацию производства и «масштабное развитие социальной сферы».
Для отбора приоритетных проектов по развитию Кавказа учреждается Институт развития Северного Кавказа. Институт развития — это АО со 100-процентным участием госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк) и с возможностью подключения в дальнейшем к его работе в качестве соинвесторов крупных государственных и частных коммерческих банков.
В сентябре первый заместитель председателя ВЭБа Анатолий Тихонов заявил, что наблюдательный совет банка готов вложить 500 млн руб. в развитие Северного Кавказа. А глава ВЭБ Владимир Дмитриев рассказывал, что позднее в качестве инвесторов могут выступить Сбербанк и Россельхозбанк.
Миграция
Для решения задачи инновации и проблем безработицы одновременно авторы документа предлагают отправлять жителей СКФО на заработки в другие регионы, а в округ обратно привлекать русское население.
«Важной задачей является работа по привлечению для постоянного проживания на территории Северо-Кавказского федерального округа русского населения из других регионов Российской Федерации и русскоязычного населения из государств — участников Содружества Независимых Государств, прежде всего высококвалифицированных специалистов», — написано в стратегии. «Отток русского населения был связан с разрушением промышленности, а в ближайшей перспективе промышленности не будет, так что рабочих мест для русских нет», — сомневается Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики.
При том что к 2025 году безработных в округе может оказаться уже 400 тыс. человек, предлагается сформировать «Агентство по трудовой миграции». Агентство будет искать потенциальных работодателей («в первую очередь крупных государственных и государственно-частных строительных организаций») вне СКФО и активно предлагать вакансии безработному населению Северного Кавказа. Предполагается, что кавказские рабочие смогут занять 10 процентов рынка взамен иностранной рабочей силы в России.
«Кавказское население всегда активно и перемещается вне регионов в поисках труда, — говорит Зубаревич. — Вопрос в том, как можно стимулировать трудовую миграцию, какие рабочие места будет предлагать агентство. В России в посткризисный период не создается новых рабочих мест».
Выселять с Кавказа планируется не навсегда: «При создании агентства необходимо рассмотреть целесообразность введения обязательств для работников, воспользовавшихся услугами агентства, вернуться в Северо-Кавказский федеральный округ через определенное время, а при организации работы агентства — предусмотреть также возможность проведения работ вахтовым методом».
Улучшению инвестиционного климата и развития малого и среднего предпринимательства должно помочь создание специальной комиссии по административным барьерам. «На Кавказе люди энергичные, предприимчивые, надо избавляться от административных барьеров», — согласна Зубаревич.
Для развития госуправления при помощи электронного правительства предлагается ввести «Универсальную электронную карту жителя СКФО», объединяющую «Социальную карту», «Электронное правительство» и проект «Безопасная Россия».
Для развития агропромышленности авторы стратегии предлагают сформировать центры обучения фермеров в каждом субъекте СКФО. Продвигать эту продукцию будет «единый бренд Северо-Кавказского федерального округа», как производитель качественной и экологически чистой продовольственной продукции.
АО «Особые экономические зоны» (ОЭЗ) и инвестфонд будут помогать развивать туристическую инфраструктуру. Общий объем финансирования одобренных проектов по развитию СКФО составляет около 600 млрд рублей с учетом частных инвестиций, заявил в сентябре Хлопонин.
«Эксперты смеются с самого начала, — оценивает опубликованную стратегию Зубаревич. — Там институты надо менять, а не стратегии писать». Прежде всего необходимо решение проблем с безопасностью, указывает эксперт, а для сельхозпроизводства решить вопросы земельной собственности. «Надо смотреть, как работают социальные сети, помогать тем, кто остается в семье, формировать нормальный институт посредников кооперации, расчищать регион шаг за шагом», — уверена эксперт.