Визит на Сахалин и два острова Курильской гряды, одним из которых должен был стать Кунашир, считающийся в Японии спорным со времени окончания Второй мировой войны, должен был состояться в среду утром, сообщили в администрации президента.
Советские и российские лидеры острова, оспариваемые Японией, прежде не посещали.
Планы были скорректированы утром в среду: из-за нелетной погоды президент из Китая направился сразу в Петропавловск-Камчатский.
В специально записанном там видеообращении Медведев сожалел о погоде — «там, к сожалению, сейчас нелетная погода» — и обещал на островах все равно побывать: «Обязательно туда полечу. Это очень важный регион нашей страны».
«В ближайшее время мы обязательно туда съездим», — добавил Медведев.
Токио, вчера ожидавший визит Медведева на острова, отреагировал на планы Медведева жестко. Премьер-министр Наото Кан напомнил, что его страна считает статус островов неурегулированным: «Наша позиция по вопросу северных территорий осталась неизменной».
Позиция правительств Демократической партии мало чем отличается от официального кредо их предшественников либерал-демократов, правивших Японией почти без перерыва на протяжении более чем полувека.
В декабре 2009 года глава японского МИДа Кацуя Окада прямо заявил, что считает бесперспективным развитие отношений с Россией без разрешения территориального спора. Его коллега по кабинету, министр государственных земель и транспорта Сэйдзи Маэхара, по должности ответственный и за северные территории, говорил, что Южные Курилы «оккупированы» Россией и таково общее убеждение всех японцев.
На официальном уровне эта трактовка также была принята, но продержалась недолго. Глава парламентского комитета по международным делам Мунэо Судзуки в конце ноября обратился за официальными разъяснениями в МИД, откуда получил бумагу с признанием «оккупации» островов.
На следующий день внешнеполитическое ведомство опровергло собственных сотрудников, указав, что документ «ошибочно» попал в печать и был лишь вариантом неутвержденной заготовки ответа на депутатский запрос. Это «невероятная чистая ошибка, требующая извинений», уточнил МИД Японии.
Двойственная позиция японского правительства проявлялась не раз. В ноябре — декабре прошлого года разгорелся скандал вокруг методических материалов для старших классов японских школ, в которых Южные Курилы назывались «незаконно занятыми Россией». После звонков из Москвы правительство Японии в рекомендательном порядке посоветовало исключить беспокоящее определение из методичек по истории, хотя в материалах для средней школы такое определение используется, причем очень давно. Как пояснял министр просвещения и науки Тацуо Кавабата, ученики должны правитель «понимать территориальные проблемы своей страны», а «методические материалы для старших классов вообще лаконичны, мы упростили их формулировки».
Россия осторожно прощупывала японцев на счет возможной передачи только двух островов гряды — Шикотана и островной группы Хабомаи.
Такое решение возможно в соответствии с Советско-японской декларацией 1956 года или Иркутской декларацией 2001 года, подписанной на тот момент президентом России Владимиром Путиным и японским премьером Иосиро Мори. Согласно этим документам, после заключения мирного договора (Япония и Россия, как правопреемница СССР, официально находятся в состоянии войны уже более 60 лет) Токио мог бы быть передан суверенитет над Шикотаном и островной группой Хабомаи.
В 2001 году эти договоренности считались прорывными, ведь за три года, что минуло тогда с памятной совместной рыбалки Бориса Ельцина и его «друга Рю», премьера Рютаро Хасимото, когда лидеры пообещали друг другу заключить мирный договор, дело с мертвой точки так и не сдвинулось.
Сейчас в Токио на предложения «два и два» реагируют с непониманием. «Идея возвращения двух островов не понятна ни японскому народу, ни японскому правительству. Я хотел бы, чтобы вы продемонстрировали нестандартный подход, который бы выходил за рамки этой идеи», — говорил на прошлогодних переговорах с Медведевым тогдашний премьер Юкио Хатояма.