— Вы решили строить новую дорогу к морю, в недавно непризнанное государство Абхазия, которое пока связано с Россией только узкой приморской дорогой через Сочи. В августе было совещание с министром транспорта России Игорем Левитиным – решали, как пустить трассу, через Архыз или восстановить Военно-Сухумскую дорогу (см. справку). Расскажите про эти проекты.
— Это вопрос выбора: либо восстановление Военно-Сухумской дороги, либо прорытие туннеля через Архызское ущелье. Эта дорога — в любом её варианте — чрезвычайно значима, поскольку преодолевается транспортная тупиковость Карачаево-Черкесии. С этой точки зрения, я мог бы даже сказать, КЧР становится приморским субъектом РФ.
Если путь пойдет по Военно-Сухумской дороге, то в районе Гоначхира могут быть востребованы уникальные инвестиционные площадки. Удивительной красоты места. Что касается архызского направления, то развитие дороги по нему весьма серьезно скажется на поднятии Зеленчукского района и, разумеется, Даусуза, Нижней и Верхней Ермоловки, поселения Архыз.
— У Гоначхирского моста нужно расширение дороги от 4 до 9 метров на протяжении 30 километров. О каких вложениях идёт речь? Называли суммы около 10 млрд рублей. Просчитаны ли они?
— Докладываю: еще в конце октября 2009 года, в связи с обращением в Минрегионразвития России, документы касательно начала проектирования этой дороги, были представлены в федеральное правительство. Встала дилемма: либо Гоначхир, либо Архыз. В связи с этим Левитин принял решение направить сюда группу специалистов, которые могли бы самым тщательным образом рассчитать оба направления. Есть также поручение председателя правительства Владимира Путина. Эксперты буквально на днях должны прибыть. Вся информация должна быть готова не позднее 1 декабря этого года.
— В чем экономический смысл дороги?
— Если верить Росстату, в прошлом году в КЧР побывали более 500 тысяч туристов. Будет дорога – я вас клятвенно уверяю, эта цифра очень здорово умножится.
Но Военно-Сухумская дорога – это перевал 2700 метров. И возникают вопросы селей, снежных обвалов и т. д., несмотря на все новейшие технологии дорожного строительства. Именно поэтому сегодня ставится вопрос – не через перевал, не преодолевая эти горы, в том числе и на Архызе.
— То есть в любом варианте прокладки трассы речь идет про туннель?
— Разумеется.
— Дорога платная?
— Да, платная. Но плата совершенно умеренная.
— Если автомобилист из Центральной России по пути к морю, может быть, готов будет платить, то будет ли доступна платная дорога местным жителям — тем, кто хотел бы попасть на море быстро, а не ехать через перевал в Адыгее?
— Будет доступна, разумеется. Конечно, речь не шла о плате в 100–200–300 руб.
— Туннель был бы выходом с точки зрения опасности перевала. Но нельзя не вспомнить, что лично Владимир Путин обращал внимание (на протяжении многих лет) на ремонт Гимринского туннеля в Дагестане, который не делается с надлежащей скоростью. Рокский туннель в Южную Осетию постоянно латали. Везде это долгострой, короче говоря. Есть вероятность, что здесь такого долгостроя не возникнет?
— Я не случайно в самом начале отметил, что речь идет о частно-государственном партнерстве. Есть компании (называть не буду, дабы не создавать ажиотаж и ненужную конкуренцию), серьезные компании, которые на этом рынке, в этом бизнесе уже давным-давно зарекомендовали себя самым положительным образом. Здесь, поверьте, в выборе этих компаний государство будет особенно осторожно и внимательно.
— Полпред Александр Хлопонин отмечал, что условием вложений в Кавказ является политическая стабильность в регионе. В КЧР остро стоит черкесский вопрос — создание единой Черкесии обсуждалось недавно на очередном съезде в республике. Рассматриваете ли вы проведение таких съездов как акцию в пику стабильности? Или, наоборот, проведение публичных мероприятий как-то сглаживает конфликт?
— Съезды черкесского народа проводились в 1994, 1995, 2008 и, наконец, 2010 году. Постановка вопроса лидерами некоторых национальных движений (а не нации и народа, я не отождествляю эти понятия): «Давайте создадим единый субъект, объединяющий тот или иной этнос». Подобные призывы повторятся рефреном.
Нам необходимо учитывать фундаментальные принципы конституционного строя России. Мы очень любим говорить о цивилизации — так вот, цивилизация развивается в рамках конституционного порядка.
С этой точки зрения пересмотр наших внутрифедеративных границ, включающих границы субъектов, вещь в принципе невозможная. Конституция резюмирует и гарантирует единство и целостность Российской Федерации, единство и целостность субъектов РФ как частей единого государства.
Что касается соблюдения элементарных демократических принципов – на том стояли, стоим и стоять будем. Сто молодых людей нашей республики были направлены в Абхазию, великолепно провели там время, общались с президентом республики Абхазия. Во главе этой делегации ездил руководитель национального движения абазинского народа «Абаза» Муса Арабиевич Такушинов. Так вот он выступил на этом съезде и заявил: «Мы за единство и целостность Карачаево-Черкесии». Он был жесточайшим образом избит в Абхазии: ему проломили голову, сломали ребра. При этом пустили подлый слушок: мол, денег кому-то задолжал и не отдал. Ложь! Делайте выводы: почему, каким образом?
— Виновные найдены? Причины избиения установлены?
— Проводится тщательное расследование. Очень надеюсь, что виновные будут установлены. Я вовсе не думаю, что причиной этого избиения была бытовщина, на что кое-кто хотел бы перевести стрелки.
— Вы коснулись темы громких преступлений. В мае был убит ваш советник Фраль Шебзухов. Что с расследованием этого преступления?
— Расследование ведется. Очень надеюсь, что виновные будут выявлены — не только непосредственные убийцы, но и заказчики. Я немедленно обратился к руководителям федеральных силовых структур, докладывал об этом президенту России, и абсолютно неслучайно Дмитрий Медведев указал на то, что многие резонансные убийства остаются нераскрытыми. Его кадровые решения в системе органов МВД во многом, полагаю, обусловлены именно этим.
— Еще ранее, весной, был убит другой черкесский общественный деятель – Аслан Жуков. Я присутствовал во время его выступления на форуме «Мир Кавказу». Несмотря на то что Жуковым было сказано много критичного, было видно, что его слушают представители власти. Он воспринимался как конструктивно критикующий. Кто может быть заинтересован в убийстве такого политика?
— Немедленно после убийства Жукова ему попытались придать политическую окраску. Попытка политизировать это преступление через поиск этно-национальных следов быстро ушла.
— Ну что же, его из-за бизнеса убили? Он же не владел крупным бизнесом.
— Не задавайте мне этих вопросов. Я очень надеюсь, что уполномоченные органы сами дадут ответы на них. Работа ведется, не останавливается, поверьте мне. Более того, действующий министр внутренних дел серьезно активизировал эту работу по всем направлениям.
При этом хочу вам сказать, что зверское убийство Фраля Шебзухова для меня, несомненно, имеет исключительно политическую подоплеку. Когда я в этом уверен, я об этом говорю прямо и определенно. Я не знаю, кто был исполнителем этого убийства, но то, что оно имело политическую подоплеку, – в этом я уверен на 100%.
— Хлопонин говорил по поводу председателя правительства: «Это должен быть представитель черкесской национальности…»
— Не будем об этом говорить. Пусть земля будет пухом Фралю Зулкорнеевичу. Я очень надеюсь, что злодеи будут обнаружены и преданы суду.
— А была какая-то сложность при его назначении? Речь шла о том, что он должен был быть назначен на должность до 1 мая, но этого не случилось…
— Сложностей не было – были организационно-технические вопросы.
Полный текст интервью читайте в интернет-издании «Кавказский узел».
Интервью публикуется в рамках совмеcтного проекта «Газеты.Ru» и «Кавказского узла».