Одной из тем заседания комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики 22 сентября станет обсуждение возможности создания в Минобороны структуры, которая будет отвечать за инновации в вооружениях, сообщил помощник президента Аркадий Дворкович. Комиссия встречается на Раменском приборостроительном заводе, с главным докладом выступит министр обороны Анатолий Сердюков. Темой встречи будет инновационное развитие оборонно-промышленного комплекса, модернизация Вооруженных сил России, пообещал Дворкович.
Прообразом нового агентства по военным инновациям при Минобороны должно стать американское Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам (DARPA), пояснил собеседник.
Дворкович говорит, что в США DARPA самостоятельно занимается новыми разработками в области вооружений. «Это не значит, что у нас должна быть такая же форма агентства, но будет какая-то структура, которая будет отвечать за инновации, — пояснил он. — Это будет выделено из общих программ вооружений».
Во сколько может обойтись бюджету продвижение идей модернизации в армию — Дворкович не пояснил. За него это сделал в интервью информагентству Bloomberg глава Минобороны.
По словам Сердюкова, в ближайшие 10 лет Россия потратит на перевооружение, в том числе и через закупку иностранных вооружений, 19 трлн рублей. Министр также впервые заговорил о возможности закупок вооружений в США.
Об этом, рассказал Сердюков, он беседовал со своим американским коллегой Робертом Гейтсом в ходе своего визита в Вашингтон в начале сентября. «Мы заинтересованы во многих вещах, больше всего в средствах коммуникации, во всем, что имеет отношение к информационным технологиям. Мы были бы также заинтересованы в высокоточных вооружениях», — заявил министр.
Источник «Газеты.Ru» в одном из подразделений Минобороны заявил, что «о встрече Сердюкова с Гейтсом всем известно, но подробности не обсуждают даже внутри ведомства». «По крайней мере, у нас ни разу не спрашивали, нужны ли нам американские технологии, и ничего не обещали. Хотя они нужны, конечно. Нам самим до такого уровня еще далеко», — добавил он.
Реальные закупки вооружений или военных технологий у США маловероятны. Для этого есть несколько препятствий.
«Подозреваю, что Сердюков про закупку технологий сказал больше из вежливости, — говорит Константин Макиенко из Центра анализа стратегий и технологий. — Реально американцы нам ничего важного продать не могут. Максимум — снайперку или радиостанции.
В США есть законодательная норма, по которой любой контракт дороже нескольких десятков миллионов долларов должен быть одобрен конгрессом, а этого не будет никогда. Американцы даже союзникам ничего не продают, а Россия — конкурент».
Закон об экспорте вооружений от 1976 года требует от исполнительной власти США в течение месяца предоставить конгрессу сведения о контракте на поставку готовых вооружений, запчастей к ним или конструкторских разработок. При этом законодатели имеют право заблокировать сделку, если сочтут нужным. Частичные исключения сделаны лишь для союзников США по НАТО, Японии, Австралии и Новой Зеландии.
За границей Россия закупает не так уж и много, предпочитая выступать в амплуа одного из главных мировых экспортеров. За последние годы интерес России вызывают преимущественно израильские беспилотники. Соответствующее соглашение о ВТС недавно было подписано в Москве. Скандалом сопровождается и закупка у Франции вертолетоноца Mistral. У этой же страны ГРУ может закупить экипировку для своего спецназа. В Германии российские производители бронетехники с подачи Минобороны планируют закупать легкую броню для бэтээров и другого военного транспорта. При этом Министерство обороны не скрывает, что основная цель приобретения образцов — изучение технологий их производства, что американцев будет беспокоить.
Только разговоры о приобретении Москвой французских вертолетоносцев вызвали в конгрессе США жесткое неприятие. В декабре прошлого года в комитет по иностранным делам палаты представителей был внесен проект резолюции, призывающей страны Евросоюза и НАТО не продавать России наступательные вооружения. Шесть американских сенаторов во главе с бывшим кандидатом на президентский пост от республиканцев Джоном Маккейном также публично выражали свою «озабоченность» в связи с переговорами по продаже корабля.
По мнению Макиенко, скорее всего, разговор Сердюкова с Гейтсом носил общий, а не конкретный характер. А в то, что в России может быть создан центр новых технологий, эксперт не верит.