«В ущелье Камароб Раштского района служебные автомашины министерства обороны Республики Таджикистан подверглись нападению террористической группы, в результате чего 23 военнослужащих погибли, в том числе несколько офицеров минобороны и Национальной гвардии», — рассказал представитель минобороны Фаридун Махмадалиев.
По данным местного информагентства «Азия-плюс», всего в колонне было 75 человек. Военные ехали в Рашт ловить заключенных, сбежавших ранее из душанбинского СИЗО. «На стыке населенного пункта Навобод и ущелья Камароб военнослужащие подверглись обстрелу из гранатометов и пулеметов со стороны неизвестной вооруженной группы. Выстрелы были произведены, скорее всего, с ближайшей возвышенности», — рассказали агентству в силовых структурах Таджикистана.
Кроме того, как сообщил «Газете.Ru» источник в минобороны Таджикистана, военные недосчитались еще более 20 человек — их судьба неизвестна. Источник не исключает, что они могли быть похищены.
Президент Эмомали Рахмон поручил министерствам внутренних дел и обороны, а также Государственному комитету национальной безопасности республики (ГКНБ) в кратчайшие сроки расследовать инцидент. Сам он сейчас находится в Нью-Йорке, он прилетел в США для участия в заседании Генассамблеи ООН.
По словам Махмадалиева, расследование уже практически завершено.
Он сообщил «Газете.Ru», что обстрел совершили люди, связанные с бывшими полевыми командирами Абдулло Рахимовым и Алловиддином Давлатовым. По словам Махмадалиева, это пакистанские, чеченские и афганские наемники. Впрочем, как сообщил «Газете.Ru» источник в минобороны, в качестве основной рассматривается и версия причастности к обстрелу беглецов из СИЗО ГКНБ, в частности членов «Исламского движения Узбекистана» (организация запрещена в России). В любом случае наличие исламского следа власти Таджикистана сомнению не подвергают.
25 особо опасных заключенных, убив нескольких охранников и завладев их оружием, сбежали из СИЗО ГКНБ 23 августа. Среди них были несколько членов «Исламского движения Узбекистана», экстремисты из Афганистана, Чечни, Дагестана. Рахмон тут же освободил от должности все руководство ГКНБ. Это не помогло. За прошедший месяц в Таджикистане произошли два крупных теракта. 3 сентября террорист-смертник на начиненном взрывчаткой автомобиле протаранил ворота здания управления по борьбе с оргпреступностью (РУБОП) по Ленинабадской области в городе Худжанд. Один человек погиб на месте, второй позже скончался в больнице, двадцать были ранены. Через два дня, 6 сентября, еще одна бомба взорвалась на окраине Душанбе, в ночном клубе «Дусти». В результате взрыва пострадали семь человек.
«Скорее всего, это совместная работа радикальных исламистов и местного криминалитета, который отвечает за наркотрафик, — заявил политолог Алексей Власов «Газете.Ru». — В любом случае у Таджикистана сейчас серьезные проблемы. Фактически повторяется сценарий 1992 года, когда была гражданская война. Революции, конечно, пока ждать не приходится — уровень социального протеста довольно низок, но политический кризис не исключен».
По мнению Власова, оптимальный вариант выхода из кризиса для Таджикистана — обратиться за помощью в ОДКБ, чтобы Россия и Казахстан прислали для стабилизации ситуации представителей своих силовых структур.
Как сообщил «Газете.Ru» источник в минобороны, «пока такой вариант не рассматривается» и страна рассчитывает справиться своими силами.