В понедельник в Гааге возобновляются слушания по делу «Грузия против Российской Федерации», начатому по жалобе официального Тбилиси, поступившей в Международный суд ООН 12 августа 2008 года, в день прекращения активных боевых действий.
Грузия формально обвиняет Россию в нарушении Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
Официальный Тбилиси считает, что действия России, предпринятые не только в ходе самого вооруженного конфликта, но и с 1990 года вообще дискриминировали грузин по национальному признаку. К жалобе были присовокуплены три тома материалов, включающих свидетельские показания беженцев, представителей гуманитарных организаций и официальных лиц, среди которых и президент Михаил Саакашвили.
Международный суд ООН, полагают в Грузии, должен принудить российские власти «обеспечить защиту этнических грузин на территории Абхазии и Южной Осетии». Для этого Москва должна вывести оттуда свои войска и создать условия для возвращения на эти земли грузинских беженцев, а также гарантировать им возвращение собственности, отобранной в 1990—2000-е годы.
Российские представители выступают 13 и 15 сентября, грузинские 14 и 17 сентября. Москву на слушаниях будут представлять глава правового департамента МИД Кирилл Геворгян и его предшественник на мидовской должности, ныне посол России в Нидерландах Роман Колодкин.
В первый день слушаний Геворгян вновь напомнил, что Москва считает виновницей конфликта Грузию, и назвал обращение Тбилиси к суду политической уловкой.
«Страна-истец вполне вопреки закону задумала навязать грубой военной силой собственное решение региональных проблем», — обозначил официальную российскую интерпретацию событий 8 августа 2008 года Геворгян. «Сделав это, Грузия совершила нападение на международно признанные миротворческие силы, действуя со значительными нарушениями международного гуманитарного права», — напомнил дипломат суду.
Россия, по словам Геворгяна, «уверена, что в подобных обстоятельствах стране-истцу не должно быть дозволено пользоваться такой привилегией», как удовлетворения ее просьбы принять иск к производству в Международном суде.
В ходе предыдущих слушаний, завершившихся в сентябре 2008 года, Международный суд ограничился тем, что призвал обе стороны конфликта уважать международное право.
«Обе стороны должны взять на себя ответственность за происшедшее и сделать все возможное для устранения последствий конфликта», — говорилось в чрезвычайном обращении председателя суда Розалин Хиггинс к сторонам. «Обе стороны должны делать все возможное для обеспечения безопасности людей, реализации их прав на свободу передвижения и проживания в пределах границ государства, защищать собственность перемещенных лиц и беженцев», – в октябре решил суд, вынесший рекомендательное определение для сторон на время рассмотрения иска.
Суд тогда уклонился от того, чтобы назвать ту или иную сторону нарушителем Конвенции о дискриминации, и не стал, вопреки пожеланию Грузии, в качестве обеспечительной меры четко требовать от России вывода войск или создания условий для возвращения беженцев.
Перевес голосов был незначительным: за дальнейшее рассмотрение дела проголосовали 8 судей против 7. Рассматривать иск по существу судьи решили позднее, после того как обе стороны представят свои меморандумы и контр-меморандумы. В декабре 2009 года Россия направила в Гаагу письменные возражения к иску Грузии, в которых суммировала ранее высказанные претензии.
Нынешний раунд слушаний посвящен разбору «предварительных возражений к компетенции суда, выдвинутых Российской Федерацией», говорится в сообщении суда.
Помимо претензий по существу – о характере грузинской агрессии в августе – Москва перечислила и ряд формальных оснований, по которым, по ее мнению, рассмотрение иска не входит в компетенцию Международного суда.
Москва изначально настаивала, что апелляция Тбилиси к конвенции о дискриминации искусственна. Как доказывал «Газете.Ru» Колодкин, «спор, на основе которого Грузия обратилась в суд, не касается конвенции о расовой дискриминации». «Но, даже если в Южной Осетии и Абхазии и были факты дискриминации, их нельзя связать с Россией, поскольку она не осуществляет контроль над этими территориями», – объяснял дипломат. Это «явное злоупотребление судебными процедурами», подтверждается в новом заявлении российского МИДа.
Статьи 2 и 5 Конвенции, указывали россияне, во-первых, «не применяются экстерриториально», т. е. не могут быть предметом межгосударственных споров, поскольку касаются обязательств стран-участниц Конвенции перед ООН. Во-вторых, даже если Россия и будет признана ответчиком, то ответственности за дискриминацию в отношении грузинского населения в Абхазии и Южной Осетии она не несет, поскольку непосредственного контроля над этими территориями не имеет.
Ссылаются россияне и на процедурные нарушения, совершенные Грузией. Тбилиси, согласно ст. 22, должен был первым делом выяснять отношения «путем переговоров или процедур, специально предусмотренных в настоящей Конвенции». Грузия, напоминают дипломаты, в течение 18 лет не обращалась с жалобами в Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации, а обращаться в МСС могла только после этого. Таким образом, суд в Гааге просто не обладает должной юрисдикцией в отношении этого дела.
Однако на минувшей неделе Генассамблея ООН, несмотря на активное противодействие России, одобрила резолюцию, которая признает «право возвращения всех беженцев и перемещенных лиц в свои дома на всей территории Грузии, включая Абхазию и Южную Осетию». На этот документ грузинская сторона собирается теперь ссылаться.
Свои решения по нынешнему раунду слушаний Международный суд может принять в ближайшие недели.