В среду глава Минюста заявил депутатам, что в ведомстве разрабатывается поправка, которая позволит не держать тяжелобольных людей в следственных изоляторах. Как пояснил министр, речь идет о норме, которая должна приравнять тяжелобольных людей, находящихся в следственных изоляторах, к людям, которые уже осуждены и находятся в местах лишения свободы. Сейчас последние могут быть освобождены из-под стражи в случае, если их заболевание присутствует в перечне, утвержденном правительством.
Норма прописана в п. 2 ст. 81 УК, оговаривающей условия освобождения от наказания в связи с болезнью. Там говорится, что лицо, заболевшее после совершения преступления тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, может быть судом освобождено от отбывания наказания. Под действие статьи подпадают, например, такие заболевания как ВИЧ или туберкулез.
Министр надеется, что принятие поправки поможет сократить случаи смертей в СИЗО. «Мы постараемся профилактировать ситуации, подобные смертям Магнитского, Трифоновой», ― заявил он. Правда добавил, что полностью исключить этот фактор вряд ли удастся.
«К сожалению, люди умирали, и умирают, и будут умирать в местах лишения свободы и в следственных изоляторах. Но мы, по крайней мере, повысим на порядок возможности профилактики этих ситуаций, с тем чтобы люди, которые больны одним из заболеваний по этому списку, освобождались из следственных изоляторов, равно как и из мест лишения свободы, как это делается сейчас», ― сказал министр.
В своем выступлении Коновалов заявил, что изменения готовятся внести в ст. 110 Уголовно-исполнительного кодекса, однако, судя по всему, он ошибся. В этой статье УИК говорится об основных формах и методах воспитательной работы с осужденными к лишению свободы. Вероятнее всего, речь идет о поправке к статье 110 Уголовно-процессуального кодекса, где оговаривается порядок выбора меры пресечения для обвиняемого. «Уголовно-исполнительный кодекс регулирует отношения, возникающие после осуждения человека, тут вероятнее всего речь пойдет об УПК», ― также предположил в разговоре с «Газетой.Ru» адвокат погибшей в СИЗО Веры Трифоновой Владимир Жеребенков.
По словам адвоката, изменения вносить необходимо, так как сейчас в законодательстве возникла коллизия, из-за которой осужденный обладает большими правами, чем тот, кто еще не осужден. «Мы освобождаем первых, но держим в заключении последних», ― говорит он. Чтобы изменить ситуацию, нужно распространить перечень заболеваний, утвержденный правительством, в том числе и на случаи, когда судьи избирают меру пресечения, рассказывает Жеребенков.
Депутаты идею министра также поддержали.
«Правильно, а зачем там держать людей», ― заявил «Газете.Ru» первый зампред комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству единоросс Владимир Груздев.
По его мнению, пребывание в СИЗО, вообще стоит считать по повышенному коэффициенту, например день за два.