Вслед за губернатором Московской области в поддержку трассы Москва — Санкт-Петербург высказался и московский градоначальник Юрий Лужков. В понедельник он опубликовал в «Российской газете» статью «Химкинский тест. Заинтересованное мнение незаинтересованного мэра», в которой подробно объясняет, почему трасса может пройти только по уже почти проложенному маршруту.
Лужков отмечает, что, хотя столица и не имеет прямого отношения к трассе, на просьбу федеральных властей изучить разные варианты строительства мэрия откликнулась. Специалисты-практики изучили еще три альтернативных маршрута, однако ни один из них, по словам Лужкова, реализован быть не может.
Первый маршрут, предполагающий строительство трассы над Октябрьской железной дорогой, не понравился экспертам по причине своей дороговизны. «Маршрут сразу отвергли. <…> Бешеный по затратам вариант. Он предполагает протянуть 10–12 автомобильных полос на высоте 9 метров, а в местах пересечения с Ленинградкой еще выше. <… > Это все равно что строить мост не поперек, а вдоль реки», — заявил мэр, отметив, что любое обсуждение этого варианта несерьезно, а «мы не столь богаты, чтобы исполнять такие весьма недешевые маниловские идеи».
Второй вариант, согласно которому трассы должна пройти через Химки, по мнению мэра «очевидно лучше», но не настолько, чтобы перебрасывать строительство на этот участок, так как в процессе потребуется переселение людей и дополнительная вырубка леса. «Нам придется вырубить 80 га деревьев по периферии Химкинского леса. Затем дорога проследует через природный комплекс по болотам, где наши экологи обязательно найдут редких птиц, лягушек, пиявок и улиток. Есть там и соответствующая флора, то есть без утрат редких растений также не обойдется», — заявил Лужков.
Предложенный префектом САО Олегом Митволем вариант прокладки трассы через район Молжаниново мэр также отверг. Официально от поддержки проекта строительства трассы через Молжаниново мэрия отреклась еще в минувшую пятницу. В этот день пресс-секретарь московского мэра Сергей Цой сообщил, что озвученная Митволем позиция не была согласована с руководством. О том, что мэр поддержал альтернативный вариант строительства трассы по этому маршруту, Митволь сообщил в день, когда президент подписал постановление о приостановке строительства трассы через Химкинский лес.
С тех пор позицией Митволя, по умолчанию, считалась позиция Лужкова: мэрия просто молчала, выжидая.
Спустя неделю мэрия пошла на попятную, одновременно с тем как за продолжение вырубки стали поочередно выступать «Единая Россия» и власти Подмосковья.
Источник в правительстве Москвы говорил «Газете.Ru», что Лужков не захотел идти против премьер-министра. «Именно Путин подписал решение о строительстве трассы. Лужков бы не пошел против его решения и тем более не стал бы поддерживать решения Медведева. Скорее всего, он поддержит первоначальный вариант», – предполагал в пятницу собеседник «Газеты.Ru».
Ранее также сообщалось, что земля вокруг молжаниновского участка трассы принадлежит компании «Интеко». В статье Лужков написал, что вариант является неприемлемым, поскольку, «прокладывая трассу по Молжаниновке, мы выкидываем 200 тысяч кв. метров жилья, готовящихся к строительству». «3–4 тысячи семей останутся на долгое время (а то и навсегда) без улучшения жилищных условий или же вообще без своего «угла». Когда не в метрах, а в человеческих судьбах считаешь, то цена вопроса очевиднее», — заявил мэр в своем выступлении.
Таким образом, существующий вариант строительства трассы через лес является, по мнению Лужкова, оптимальным: «Он обоснован. Он дешевле. Он подготовлен технически. Под него почти готова трасса. Его пересмотр потребует заплатить большие неустойки по контрактам и серьезно — на годы — отодвинет строительство и запуск дороги», — перечислил Лужков все преимущества дороги. «Да, эта схема не идеальная, ... Да, есть экологические и некоторые другие издержки..., но та цена, которую приходится платить, все-таки более обоснованна, чем другие варианты», — уверяет он.
Замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что изменение позиции Лужкова, который до сих пор поддерживал обходной маршрут трассы Москва — Санкт-Петербург, объясняется политическими причинами: «Думаю, что Лужков хочет поддерживать хорошие отношения с федеральным правительством, а оно выступает за то, чтобы трасса проходила через Химкинский лес, и своего мнения не меняло. Кроме того, хотя партия «Единая Россия» и обратилась к президенту с просьбой остановить вырубку Химкинского леса, сама не встала в ряды защитников Химкинского леса, и, насколько известно, в Московской области активно продвигается проект строительства трассы через Химкинский лес». Статья Лужкова — одно из мнений в дискуссии о судьбе Химкинского леса, считает собеседник «Газеты.Ru». Последнее слово будет за президентом, который пока не высказался ни в пользу защитников леса, ни в пользу их оппонентов. «Но то, что именно Лужков присоединился к сторонникам проекта прокладки трассы через лес, увеличивает шансы на строительство по этому проекту», — отметил Макаркин.