Московский городской суд признал законным продление ареста экс-главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому и бывшему руководителю МФО МЕНАТЕП Платону Лебедеву. В середине августа Хамовнический суд продлил им срок содержания в следственном изоляторе до 17 ноября.
Адвокаты подсудимых настаивали, что в связи с поправками в Уголовно-процессуальный кодекс суд больше не может давать санкцию на арест подозреваемых в экономических преступлениях. Изменения, внесенные в ст. 108 УПК в апреле этого года, подразумевают, что такая мера пресечения, как арест, может применяться к обвиняемым в совершении преступлений, предусмотренных ст. 160 Уголовного кодекса, только в тех случаях, когда их личность не установлена, у них нет места жительства в России, они нарушали условия подписки о невыезде или скрывались от следствия. В июне этого года пленум Верховного суда вынес постановление, в котором разъяснил, что такое предпринимательская деятельность и как должны применяться поправки в УПК. Однако Хамовнический суд удовлетворил требование гособвинения, требовавшего продлить арест экс-руководителей ЮКОСа.
Адвокат Лебедева Елена Липцер в Мосгорсуде настаивала на отмене решения, так как в колонии общего режима – а именно в таких условиях Ходорковский и Лебедев должны отбывать наказание по первому обвинению – условия мягче, чем в СИЗО. В частности, в колонии предоставляется возможность переписки, более продолжительные прогулки и длительные свидания. Адвокат заявила, что у обоих подсудимых маленькие дети, с которыми они не видятся, так как те не могут находиться в зале суда. «Час общения через стекло в СИЗО не может заменить длительного свидания», – заявила она.
«Меня не очень волнует с практической точки зрения, в качестве кого я буду сидеть в СИЗО следующие три месяца — как заключенный по приговору суда или как арестованный, доставленный для участия в рассмотрении дела. Меня интересует, до какой степени игнорирования закона может дойти суд», – заявил Ходорковский, выступая в ходе заседания с помощью видеомоста. Он добавил, что не хочет искать защиты в Европейском суде по правам человека, а надеется найти ее в Москве.
Липцер заявила, что продление ареста нарушает ст.18 Европейской конвенции по защите прав человека, которая устанавливает пределы использования ограничений прав человека. И сообщила, что ЕСПЧ признал приемлемой жалобу Лебедева, поданную после приговора Мещанского суда Москвы в 2005 году. По словам адвоката, Европейский суд направил дополнительные вопросы сторонам по второй жалобе Лебедева, и до 30 сентября суду должны быть предоставлены на них ответы. В отношении российских граждан по ст.18 Европейской конвенции положительное решение выносилось только однажды – в отношении бизнесмена Владимира Гусинского, который был арестован на несколько дней.
Прокурор Валерий Лахтин, выступая на заседании, заявил, что обвиняемых нельзя переводить в более мягкий режим, поскольку в таком случае они смогут связаться с соучастниками, которые «проживают за рубежом фактически на деньги, похищенные Ходорковским и Лебедевым». «Доказательства убеждают нас, что они должны оставаться под стражей», – заявил он.
Лебедев и Ходорковский обвиняются в хищении 350 млн. тонн нефти и легализации средств, полученных от реализации похищенной нефти, превышающих 457 млрд рублей и $7,5 млрд.