Президент Чечни Рамзан Кадыров впервые публично подтвердил примирение с Исой Ямадаевым. Он сделал это после того, как посетил в Гудермесе тезет (поминки) по убитому в Дубае Сулиму Ямадаеву и выразил соболезнование в связи с его кончиной.
Главу республики сопровождали председатель совета алимов Чеченской республики Хож-Ахмед Кадыров, депутат Госдумы Адам Делимханов (обвиняемый в убийстве Сулима Ямадаева в Дубае — «Газета.Ru») и другие, сообщает пресс-служба чеченского правительства. Они совершили дуа (прочитали молитву) и выразили соболезнования семье. По словам Кадырова, мать покойного была «очень растрогана» его приездом. «Она сказала, что для нее мой приезд — очень большая радость. Радость, которую, по ее словам, можно сравнить с возвращением родных сыновей», — не поскромничал Кадыров.
Покушение на Героя России, экс-командира батальона «Восток» Сулима Ямадаева было совершено в марте 2009 года в Дубае. В Сулима стреляли на стоянке жилого комплекса, где он поселился незадолго до трагедии. Власти ОАЭ сразу сообщили о смерти Сулима, его брат Иса все это время утверждал, что Сулим выжил и попал под программу защиты свидетелей, вследствие чего власти страны и объявили его погибшим. Позже Ямадаев сообщал, что Сулим пошел на поправку и его перевели лечиться в одну из европейских клиник, затем в прессу была передана фотография живого и по виду почти здорового Сулима. Правда, подтверждением слов Исы Ямадаева эта фотография служить не могла, так как определить ее «свежесть» было невозможно.
В понедельник, 23 августа, Иса признал факт смерти брата и сообщил СМИ новую версию событий последнего года: по его словам, последние полтора года Сулим находился в коме, а в понедельник семья решила отключить его от аппаратуры жизнеобеспечения. Похороны Героя России состоялись на следующий день в Дубае.
Заявление о смерти Сулима было сделано Исой на следующий день после объявления о примирении с Кадыровым. О встрече Кадырова и Ямадаева было известно только со слов Ямадаева. Иса, беседовавший 22 августа с журналистами в Чечне, рассказал, что прибыл в республику по просьбе старейшин и уважаемых им родственников. Старейшины же, сказал Ямадаев, просили Кадырова встретиться с представителями недружественного клана: «Они обратились к президенту Чечни с просьбой принять нас, на что Рамзан Ахматович в знак уважения к старейшинам дал свое согласие». Из слов Ямадаева следовало, что на встречу вместе с ним ходил еще кто-то, но, кто это был, он не уточнил. Также из слов Ямадаева следовало, что ранее Кадыров навестил маму братьев Ямадаевых по ее просьбе.
В среду, 25 августа, чеченский президент впервые официально подтвердил встречу с Исой Ямадаевым. Рассказ Кадырова совпадает с версией Ямадаева: «Уважаемые в Чечне люди, старейшины и религиозные деятели пришли к главе нашего рода Хож-Ахмеду Кадырову. Они долго обсуждали все нюансы. Настоятельно просили, чтобы он посодействовал встрече… Для меня мнение Хож-Ахмеда важно. Он является не только авторитетным во всем исламском мире богословом, но и моим дядей, старшим в роду Кадыровых человеком. Я прислушался к его мнению. Также меня просила об этом лично мать Ямадаевых, уважаемая мною женщина, с семьей которой мы находились в близких отношениях», — рассказал Кадыров.
Иса Ямадаев, сразу после покушения на Сулима обвинивший в интервью газете The Times Кадырова в убийстве, после воскресной встречи заявил, что его «вводили в заблуждение» силы, заинтересованные в разногласиях между ним и чеченским главой. Кадыров в среду объявил: переговорщики «подчеркивали, что Иса Ямадаев просит извинения за ранее допущенные им высказывания, спровоцированные тем, что определенные силы вводили его в заблуждение клеветой в мой адрес». «Я со всей ответственностью заявляю, что у меня нет никакой неприязни к Кадырову и я готов всеми силами и имеющимися у меня возможностями быть его соратником и впредь никому не позволю делать от своего имени какие-либо заявления, затрагивающие имя Рамзана Ахматовича», — пообещал ранее Ямадаев.
Какая судьба и карьера ждет Ису Ямадаева в республике после публичного примирения, пока неизвестно. Пресс-секретарь Кадырова отказался от комментариев. Также неизвестно, какая судьба ждет находящегося в розыске еще одного брата Ямадаева — Бадруди.
«Следует напомнить, что ещё один брат находится в розыске, — напомнил о Бадруди Кадыров. — По фактам гибели братьев компетентные органы проводят расследование. Есть СКП, прокуратура, суд. Естественно, я буду ходатайствовать о том, чтобы приняли предусмотренные законом меры для расследования преступлений. Уверен, что этим и так принципиально занимаются».
Кадыров горячо опроверг сообщения СМИ о том, что условием примирения Исы с Кадыровым стали возвращение его бизнеса в республике, реабилитация Бадруди и наказание всех лиц, причастных к убийствам братьев. Он назвал соответствующие сообщения «выдумкой, неправдой и наглой ложью, домыслы определенных сил».
«О каких условиях авторы ведут речь? Они разочарованы тем, что прислушались к старейшинам? — сказал Кадыров. — Я простил его за некорректные выступления. Он потерял двоих братьев. Те же, кто стоит за этими преступлениями, взяли и его в оборот и желали поступить с ним таким же образом, желали его смерти. Мне его жалко. Жалко в первую очередь и его мать. Именно про мать мне многие говорили, жалели её. О ней не раз мне говорила и моя мама, подчеркивая, что очень жаль её».