Международная правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) в докладе «Киргизия: изучение роли силовых органов в июньских беспорядках», опубликованном в понедельник, пришла к выводу, что временное правительство несет свою долю ответственности за погромы узбекского меньшинства в южных областях страны.
«Некоторые правительственные силы сознательно или невольно действовали так, чтобы облегчить нападения на этнические узбекские кварталы», — считают правозащитники.
«Местные правоохранительные органы не смогли предоставить необходимую защиту узбекской общине», — продолжают авторы доклада, причем притеснение узбекского населения продолжилось и после горячей фазы конфликта. Правительственное расследование причин погромов было произведено с нарушениями, в частности, власти практически не обратили внимания на роль местной милиции в беспорядках.
«Ясно, что масштабное межэтническое насилие представляло собой колоссальный вызов киргизским службам безопасности, но мы выяснили, что участие правоохранительных органов больше усугубило эту проблему, чем помогло ее решить», — заявил, представляя доклад, исследователь HRW по чрезвычайным ситуациям Уле Солванг.
«Вооруженные мужчины в камуфляжной униформе и на армейских грузовиках прорывали баррикады на входе в узбекские кварталы», — цитируют правозащитники очевидцев. Таким образом, через баррикады был открыт проход для погромщиков.
В ряде случаев жители, готовившиеся оборонять свои дома с оружием в Оше, Джалал-Абаде и других городах, были разоружены. Правительство Киргизии заверяет, что участникам беспорядков удалось захватить некоторое количество оружия и военных автомобилей, но аналитикам HRW показались эти объяснения недостаточными. «По крайней мере, в некоторых кварталах автомобилями, о которых идет речь, управляли представители правоохранительных органов», — считают исследователи. В ходе погромов были уничтожены около 2,6 тыс. домов.
В то же время прямых обвинений в адрес лидера временного правительства Розы Отунбаевой HRW не выдвигает.
Восстановление порядка проводилось с серьезными нарушениями. Правоохранительные органы и армия, провозгласившие своей целью разоружение как киргизской, так и узбекской общины, заняли место погромщиков. В одной из операций по поимке зачинщиков беспорядков в городе Нариман милицией были жестоко избиты 39 человек, 2 из которых впоследствии скончались от побоев. Были зафиксированы случаи несанкционированных обысков, избиений задержанных, фальсификации вещественных доказательств. Права задержанных систематически нарушались, нередки были случаи выкупа родственниками людей, удерживавшихся на базах РУБОПа и Национальной службы безопасности, за сумму от $100 до 10 тыс.
Власти Киргизии отказываются предоставлять полные данные о задержанных подозреваемых в организации беспорядков, указывая, что централизованной системы сбора информации нет. Известно лишь, что по событиям 10–14 июня возбуждены порядка 3,5 тыс. уголовных дел. В то же время HRW приходит к выводу, что большинство задержанных являются этническими узбеками.
«Те, кто ответственны за эти ужасающие преступления против киргизского и узбекского населения во время июньских беспорядков, должны быть наказаны безотносительно их этнической принадлежности, должности или ранга, — считает Солванг. – Но должного расследования быть не может без того, чтобы власти страны не уважали киргизское и международное законодательство. Нет причин, по которым киргизские власти не могли бы немедленно положить конец преступлениям против содержащихся под стражей».
91-страничный доклад основан на показаниях более чем 200 киргизов и узбеков, пострадавших в ходе беспорядков или бывших их свидетелями. Среди опрошенных HRW были также адвокаты, киргизские правозащитники и официальные лица из временного правительства. В ходе беспорядков, продолжавшихся с 10 по 14 июня, погибли не менее 371 человека.