Генеральный прокурор Юрий Чайка утвердил новый порядок формирования ежегодного сводного плана проверок предпринимателей и юридических лиц. Текст документа был размещен на сайте Генпрокуратуры в четверг.
«Формирование сводного плана на 2011 год и его опубликование на сайте Генеральной прокуратуры в интернете, а также проводимый постоянный мониторинг позволит снизить административное давление на бизнес, вызванное значительным количеством зачастую необоснованных проверок субъектов предпринимательства», — говорится в сообщении пресс-службы прокуратуры.
Внося коррективы в правила формирования плана проверок, Генпрокуратура выполняет постановление правительства, принятое в октябре прошлого года. Этот документ, вступивший в силу 1 января, определяет порядок того, как органы государственного и муниципального контроля направляют в прокуратуру проекты своих годичных планов проверок.
В этой многоступенчатой системе контролирующие органы на местах сдают в районные и городские прокуратуры проекты своих планов к 1 ноября — те в свою очередь в течение десяти дней должны на основе поданных документов свести общий план проверок, который поступает в прокуратуры субъектов федерации. За двадцать дней, до 1 декабря, региональные прокуратуры сдают свои проекты планов в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства (ГУНИФЗ). Еще через десять дней в ГУНИФЗ появляются бумаги из Главной военной прокуратуры и Управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере. На основании этого Генпрокуратура и составляет ежегодный план проверок.
С 2011 года этот план впервые будет публиковаться на сайте Генпрокуратуры. Это и «постоянный мониторинг позволят снизить административное давление на бизнес, вызванное значительным количеством зачастую необоснованных проверок субъектов предпринимательства», считают в надзорном ведомстве.
Однако сами правила формирования плана проверок по сравнению с теми, что были в прошлом году, изменились лишь незначительно. «Косметическими» назвал изменения председатель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. «На настоящий момент к документу больше вопросов, чем ответов», — заметил он в беседе с «Газетой.Ru».
В документе появилось благое пожелание: «Необходимо исключить необоснованное расширение органами контроля числа проверочных мероприятий, включение в ежегодные планы дополнительных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, противоречащие закону проверки, а также игнорирование предложений органов прокуратуры о проведении совместных плановых проверок». Однако конкретных предложений эксперты не увидели.
Как и в прошлом, надзорные органы имеют право инициировать проверки раз в три года. Чаще могут инспектироваться компании и предприниматели, работающие в здравоохранении, сфере образования и социальной сфере. В новом регламенте к этому списку добавилась энергоэффективность.
«Самое главное, от чего страдают бизнесмены, никак не связано с проверками надзорных органов – это произвол правоохранительных органов. Как только они обнаруживают «признаки нарушения» (законодательства), они идут в компании без очереди», — пожаловалась «Газете.Ru» глава предпринимательского союза «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева. В новом регламенте отсылка к закону № 293 от 26 декабря 2008 года, лишавшему органы внутренних дел полномочий по проведению внепроцессуальных проверок предпринимателей, отсутствует. Тогда прокурорам, по всей видимости, приходилось напоминать, чтобы проверки правоохранителей они в свои планы больше не включали.
Что касается сроков проверки, то они остались прежними — 20 рабочих дней для юрлица, 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
Изменения в этой части технические, связанные с утверждением «Типовой формы ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Впервые проработана процедура внесения изменений в план. Поправки возможны лишь в трех случаях: ликвидации или реорганизации юрлица, уже попавшего в план, в связи с прекращением этим юрлицом «деятельности, подлежащей плановой проверке», а также в случае «наступления обстоятельств непреодолимой силы».