Вопрос о возможности создания единого следственного органа будет поднят на совещании у президента осенью этого года. Об этом глава государства заявил в понедельник на встрече с сотрудниками УВД Йошкар-Олы.
Отвечая на вопрос, будет ли отражена в новом законе «О полиции» идея единого следственного комитета, Медведев заявил, что собирается вернуться к этой теме в самое ближайшее время. «Здесь (в законе «О полиции» — «Газета.Ru») этого не будет, потому что это закон о правоохранительной деятельности. Что касается следственного комитета — это отдельный вопрос. Я вам отвечу так: во-первых, вы точно не останетесь без дела. Во-вторых, я в ближайшее время к вопросу о следствии вернусь. Думаю, что постараюсь это сделать в начале сентября и проведу отдельное мероприятие», — заявил президент.
Медведев отметил, что никаких волюнтаристских решений в этой сфере приниматься не будет: «Я не планирую просто так кого-то сливать, соединять, <…> в любом случае решение будет спокойным, и никто от этого не потеряет — ни в деньгах, ни в погонах».
Если решение о создании единого следственного комитета будет принято, оно, по словам главы государства, будет «выверенное, спокойное и комфортное для всех — и для сотрудников милиции, и для сотрудников следственного комитета». «Право на существование», по мнению Медведева, имеет как идея о создании единого следственного комитета, так и «действующая конструкция».
Создание единого следственного комитета подразумевает объединение следователей всех правоохранительных органов. На данный момент свои следственные аппараты есть в четырех ведомствах — МВД, прокуратуре, ФСБ и ФСКН.
По словам адвоката Юрия Костанова, разграничение их полномочий прописано в УПК, однако на практике бывают случаи, когда дело, находящееся в производстве следователя МВД, неожиданно оказывается в производстве и следствия ФСБ. По словам юриста, объединить следствие стоило уже давно. «Единый следственный комитет — это необходимая в государстве структура. Плохо, что его до сих пор не сделали», — заявил он «Газете.Ru».
Председатель комитета Совета федерации по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков также считает, что объединение следственных органов может принести пользу. Однако отмечает, что для создания единого следственного аппарата не помешает разгрузить следствие. По словам сенатора, сейчас следственным органам зачастую приходится заниматься «мелочевкой», а целесообразнее было бы передать мелкие дела дознанию. Сейчас в органах дознания работает примерно 80 000 человек. «Если часть дел передать в органы дознания, следственный аппарат не будет таким громоздким», — говорит он. Сколько сотрудников может понадобиться единому следственному комитету в случае принятия положительного решения по этому вопросу, Лысков оценить затруднился.
При этом парламентарий считает, что даже в случае принятия решения о создании единого следствия небольшая часть следователей все же должна остаться работать в других ведомствах. Это касается, например, ФСБ, где небольшой аппарат должен остаться в силу специфики работы спецслужб. «Они же расследуют дела, связанные с гостайной, шпионажем…» — объясняет Лысков.
Создание единого комитета также будет способствовать выравниванию уровня зарплат у следователей, замечает парламентарий. «Сейчас в прокуратуре зарплата значительно выше, чем в следственных органах внутренних дел», — говорит он. Создание единого следственного комитета позволит выровнять оценку государством труда следователя, считает сенатор.