Четыре российские зенитно-ракетные установки С-300 поступили в Иран. Об этом в среду объявило иранское информагентство Fars, считающееся рупором «Корпуса стражей Исламской революции», главной охранительной силой нынешнего иранского режима.
По данным Fars, две зенитно-ракетные установки поступили из Белоруссии, еще две — из «неустановленного источника».
Как рассказывает иранское агентство, первые сведения о наличии у Ирана С-300 были распространены ливанским спутниковым телеканалом Al Menar, который считается близким шиитскому движению «Хезболлах». «Иранские власти никогда не опровергали этих заявлений», — отмечает Fars.
Контракт о поставке Ирану пяти дивизионов новейших российских ЗРК был подписан еще в 2007 году, но Россия до сих пор так и не выполнила его.
«Рособоронэкспорт» факт поставок С-300 в Иран опровергает.
Официальный представитель компании — экспортера вооружений Вячеслав Давыденко заявил ИТАР-ТАСС, что «Рособоронэкспорт» «неукоснительно руководствуется существующими ограничениями, установленными Совбезом ООН».
Белоруссия к вечеру среды также опровергла факт поставок. «Госкомвоенпром может официально заявить о том, что переговоры с иранской стороной по поставке ЗРК С-300 не велись», – заявил официальный представитель Государственного военно-промышленного комитета Белоруссии Владимир Лавренюк. «Белорусская сторона не осуществляла поставок в Иран ЗРК С-300 и его частей», – добавил источник. При этом он отметил, что «Белоруссия строго соблюдает все международные правовые акты в области контроля над вооружением».
Последний пакет санкций, принятый Совбезом ООН в июне этого года, фактически вводил полный запрет на поставку С-300 в Иран. Под эмбарго попали «боевые танки, бронированные боевые машины, крупнокалиберные артиллерийские системы, боевые самолеты, ударные вертолеты, военные корабли, ракеты или ракетные системы, охватываемые регистром ООН по обычным вооружениям». После этого президент России Дмитрий Медведев заявил, что Москва не будет поставлять С-300 в Иран.
Уже за несколько месяцев до этого, отчаявшись получить российские установки, иранские власти объявили о начале разработки собственного зенитно-ракетного комплекса.
«Заявления о поставках в Иран С-300 — откровенный блеф», — уверен ведущий российский военный эксперт Руслан Пухов.
По словам директора Центра анализа стратегий и технологий, отсутствие у Ирана действующих российских ЗРК — «факт категорический». «Пусковые контейнеры, которые они нашли у Украины и теперь показывают на военных парадах, — это пустые коробки. Образцов техники, предназначенной для ведения настоящих боевых действий, у Ирана нет», — заявил эксперт «Газете.Ru».
Иранские власти сделали заявления, которые на Западе будут восприняты как свидетельства нарушения Россией своих обещаний.
Отношения Москвы и Тегерана вообще переживают период заметного охлаждения. После того как Россия поддержала американскую линию на ужесточение давления на Иран в связи с его ядерной программой, в адрес Москвы прозвучало множество резких заявлений.
Громче всего высказался президент Махмуд Ахмадинеджад. Он фактически обвинил Дмитрия Медведева в том, что тот стал «рупором врагов Ирана». «Заявления Медведева идут только на пользу американской пропаганде», — цитировало англоязычное агентство Press TV заявление Ахмадинеджада. По его мнению, участие «в американской пьесе» вредит национальным интересам России.
Вопрос о поставках С-300 в Иран давно отравлял отношения Москвы с западными партнерами, и Россия, затягивая передачу вооружений, использовала это в качестве козыря в других внешнеполитических спорах. Так было до сентября 2009 года, когда был похищен российский сухогруз Arctic Sea. Корабль ловил российский ВМФ, пока ведущие зарубежные СМИ утверждали, что на самом деле корабль вез в Алжир не древесину, а как раз С-300. Тогда, по версии СМИ, поставку будто бы смогли остановить израильские спецслужбы. На фоне этого Нетаньяху совершил 7 сентября секретный визит в Москву, содержание которого по-прежнему так и не раскрыто.