В четверг президент Чечни заявил журналистам, что не придает массовой драке в краснодарском лагере «Дон» характер «межнационального или межрелигиозного конфликта».
Чеченский президент назвал Краснодарский край «нашим добрым соседом», с которым Чечня «ни в коем случае не желает охлаждения отношений».
«У нас хорошие отношения. Мы за их дальнейшее развитие», — добавил Кадыров.
Еще два дня назад Кадыров назвал инцидент в лагере «проявлением экстремизма», так как, по версии Кадырова, замдиректора лагеря в нетрезвом состоянии делал националистические высказывания. Чеченский омбудсмен Нурди Нухажиев и вовсе в интервью «Газете.Ru» назвал Краснодарский край лидером по нарушениям прав граждан по национальному признаку и обещал высказать претензии к губернатору края Александру Ткачеву в обращении к президенту России. В ответ администрация Кубани встала на сторону версии своих правоохранительных органов: в организации драки виновны чеченцы.
«Омбудсмен это сказал два дня назад, а президент сегодня. Вот и все, вот ответ вам на все вопросы», — прокомментировал изменения в чеченской политике пресс-секретарь президента Чечни Альви Каримов.
«Никакого конфликта и не было. В лагере избили детей, по этому поводу проводится расследование», — добавил Каримов.
Позиция президента Кадырова на мнение омбудсмена о драке в Краснодарском крае не повлияла. В отличие от Кадырова Нухажиев пока видит в инциденте очевидное нарушение прав человека по национальному признаку.
«Тут не надо кривить душой. Если бы этот конфликт имел место среди русских, разве туда бы ворвалась толпа? Стимула-то нет. А здесь директор прямо говорил: «Бей чеченов», — объяснил Нухажиев свою позицию «Газете.Ru».
Нухажиев, как и собирался, отправит обращение на имя Дмитрия Медведева. Омбудсмен обещает сделать это в пятницу. «После обеда, после пятничной молитвы. Попросим всевышнего справедливости и отправим письмо», — сказал Нухажиев.
Уполномоченный по правам человека еще раз повторил, что хочет обратить внимание Медведева на те регионы, где «грубо нарушаются права чеченцев на передвижение, личную неприкосновенность, юридическую помощь, личную жизнь и т. п.». О Ткачеве Нухажиев, как и обещал, напишет в письме отдельно: «командир отвечает за то, что происходит в казарме, и ничего постыдного и унизительного нет, если он поставит подчиненных по струнке».
Впрочем, Кадыров в четверг заявил, что «в России в вопросах межнациональных отношений наблюдаются заметные изменения в лучшую сторону», а «народы России доброжелательно относятся к Чечне, ее народу».
Слова Кадырова омбудсмен объяснил «благородством сильного человека». «Такие люди так и должны поступать», — добавил Нухажиев. Сам он считает, что проявления национализма нужно «с корнями вырывать».
По факту драки возбуждено уголовное дело по ст. «хулиганство» (такой же квалификации придерживается Ткачев и детский омбудсмен Павел Астахов). По данным следствия, трое чеченских подростков 12—14 лет пытались познакомиться с 13-летней девушкой из Ростовской области, в результате чего между ними произошла словесная перепалка. За девочку вступилось руководство лагеря, разгорелась драка, прекратить которую смогла только милиция. Нухажиев считает, что девушку никто не обижал. «Вот у меня заявление от родителей этих мальчишек, и ничего такого и близко не было. Дети есть дети, они шальные, могут что-то сказать, ущипнуть. Что, за это надо людей собирать и бить детей?» — негодует чеченский омбудсмен.
По словам пресс-секретаря чеченского президента, дело заведено в краснодарской прокуратуре, и чеченские следственные органы никак не вмешиваются в происходящее. Все чеченцы, находившиеся в лагере, сейчас находятся в Чечне, и их пока не допрашивали. «Если будет необходимость, то из Краснодарского края приедет следователь и допросит детей», — сказал Каримов. Кадыров рассказал, что в Чечне создана комиссия, которая «тщательно проверит, что же на самом деле произошло». По словам Нухажиева, специальная чеченская комиссия работала три дня на месте событий.