Интернет-портал WikiLeaks в воскресенье обнародовал секретный архив американской войны в Афганистане. Информация передана американской газете The New York Times, британской The Guardian и немецкому журналу Der Spiegel. Остальные американские газеты пишут об утечке как о главной новости дня. Крупнейшая утечка информации из Пентагона содержит сведения, ставящие под сомнение эффективность всей афганской стратегии США.
Обнародованы более 92 тысяч конфиденциальных документов Пентагона за минувшие шесть лет, включая отчеты о всех боестолкновениях и доклады разведки.
Администрации Барака Обамы пришлось объяснять, что документы, попавшие в прессу, покрывают по большей части период правления Джорджа Буша-мл. В архиве собраны сведения с января 2004 по декабрь 2009 года. «WikiLeaks не стал вступать в контакт с американским правительством по поводу этих документов, которые могут угрожать жизни американцев, наших партнеров и местного населения, которое сотрудничает с нами», — говорится в заявлении Белого дома. Джулиан Ассандж, основатель WikiLeaks, утверждает, что большинство документов, будучи засекречены на момент их создания, теперь не представляют военной или разведывательной ценности. «Высокие представители администрации признают, что с тревогой ждали распространения документов, но надеялись преуменьшить их значение», — пишет со ссылкой на собственные источники The Washington Post. Вряд ли это получится, так как архив показывает фактический провал американской стратегии в Афганистане.
Начать с того, что, как и в 1990-е годы,
пакистанские спецслужбы поддерживают прямой контакт с формированиями талибов (организация запрещена в России). Более того, их агенты приглашались на встречи по разработке операций против американских сил и покушений на афганских официальных лиц.
«Один из докладов показывает, что польская разведка предупреждала о подготовке хорошо спланированного нападения на индийское посольство (в Кабуле) за неделю до теракта (в июле 2008 года. – «Газета.Ru»)», — пишет издание. И, хотя нападение осуществили не те люди и почерк их вылазки отличался от описываемого, замдиректор ЦРУ Стивен Кейпс обвинил тогда пакистанские спецслужбы в помощи в подготовке теракта.
Как отмечает NYT, Исламабад действительно ведет себя двусмысленно, получая от США значительное финансирование (до $1 млрд в год) и при этом конкурируя с американцами за влияние в Афганистане.
«Некоторые доклады рисуют картину пакистанской разведки, бок о бок работающей с «Аль-Каидой» (организация запрещена в России) при планировании атак», — пишет NYT. Основные подозрения в организации этой сети падают на пакистанского генерала Хамида Гуля, который в конце 1980-х возглавлял директорат межведомственной разведки (ИСИ) и помогал американцам спонсировать афганских моджахедов, сражавшихся с советскими войсками. В настоящее время, свидетельствуют ведомственные отчеты Пентагона, он по-прежнему поддерживает контакты с полевыми командирами Джалалуддином Хакками и Гульбеддином Хекматиаром: с ними и еще «тремя арабскими старейшинами», предположительно эмиссарами «Аль-Каиды», он встречался в январе 2009 года.
Американские военные на местах прекрасно знают, что разведка Пакистана, ближайшего союзника в США в регионе, держит связь с талибами. Командование «наводнено отчетами о существовании пакистанской сети, чьи сотрудники и финансирование поступают из пакистанского «племенного пояса» через границу в южный Афганистан и далее в Кабул», анализирует материалы газета.
«Администрации и Буша-мл., и Обамы, так же как и командование войск США в Афганистане не раз вступали в спор с пакистанским военным руководством…, представляя им списки сотрудников директората межведомственной разведки Пакистана (ИСИ) и военнослужащих, которых они подозревали в сотрудничестве с боевиками», — цитирует докладные записки NYT. Представитель Белого дома фактически подтвердил WP, что Исламабад за честного союзника в США не считают: «Главное — понимать, что администрация не наивна в отношениях с Пакистаном».
Хотя эксперты сомневаются в достоверности ряда свидетельств о сращивании «талибов» и пакистанской резидентуры и не видят доказательств прямой связи «Аль-Каиды» с ИСИ, попустительство пакистанских властей действиям террористов очевидно. В ряде случаев официальный Исламабад не хотел вступать в конфликт с исламистскими группами, которые «выдвигались на афганскую территорию неподалеку от пакистанских погранпостов, открыто пересекали границу и возвращались в Пакистан, где чувствовали себя в безопасности».
Исламистам каким-то образом удалось заполучить ракеты «земля-воздух», а их кампания по минированию дорог показала себя на редкость эффективной. К тому же с ИСИ связывают и появление в 2006 году в Афганистане первых террористов-самоубийц. Совещание представителей пакистанской разведки с эмиссарами исламистов, где было решено применять такую тактику, якобы прошло июне того года в городе Кветта, опорном пункте пакистанских фундаменталистов.
Спецоперации войск коалиции в Афганистане слишком часто оборачивались жертвами среди мирного населения. В архиве есть отчеты от 144 случаях открытия дружественного огня или безосновательного применения силы к гражданским.
Как отмечает The Guardian, о многих инцидентах подобного рода было известно ранее, они даже вызывали протест со стороны афганского правительства, но о некоторых общественность узнала впервые. Всего от рук солдат коалиции погибли 195 мирных афганцев, однако это число включает в себя жертв только крупнейших инцидентов.
При этом солдаты коалиции все чаще прибегают к нетрадиционным способам ведения войны. Создан специальный «черный отряд», занимающийся поимкой и ликвидацией главарей «Талибана», а позиции исламских фундаменталистов бомбят беспилотники MQ-9 Reaper, управляемые из Невады.
Разоблачения двойной игры пакистанцев мало что изменят в отношениях Вашингтона с Исламабадом: что делать с Афганистаном и Пакистаном, в американской столице не знает никто, считают эксперты «Газеты.Ru».
Пересматривать курс в отношении Пакистана невозможно, и этот тупик является «головной болью» для американцев, считает главред журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. Если усилить давление на военную и политическую верхушку Пакистана, можно получить прямо противоположное — отказ Исламабада от дальнейшего сотрудничества с США и саботаж американской конттеррористической стратегии в пакистано-афганском пограничье. Смена правительства Асифа Али Зардари на «более жесткий военный режим, как при президенте Первезе Мушаррафе» также представляется сомнительным решением: во-первых, слабый президент Зардари пришел к власти демократическим путем, во-вторых, у военных история сотрудничества с исламскими экстремистами не менее длинная, чем у гражданских правительств.
«Понимание тупиковости войны в Афганистане пришло давно, — считает Лукьянов. — Недавняя отставка командующего американскими войсками в этой стране генерала Стэнли Маккристалла, позволившего себе раскритиковать политическое руководство США, это подтверждает». Обама совершил ошибку, сделав Афганистан «своей войной»: «Он мог бы четко заявить, что Афганистан для него — наследие предыдущего президента, как он поступил с Ираком». Президент лично презентовал стратегию «большой волны» — массированного наращивания военной мощи и последующего вывода войск после выполнения боевых задач — в декабре 2009 года. После этого в Афганистан были переброшены дополнительные 34 тысячи военнослужащих к уже расквартированным там 44 тысячам. Кардинального перелома в ходе боевых действий с тех пор не наблюдалось, в то время как демократам предстоит пройти без потерь через ноябрьские промежуточные выборы в конгресс.
«До тех пор пока американская политика будет основываться на ложной предпосылке, что эту войну можно выиграть, никакого спасения (из той ситуации) не будет. Нынешняя утечка, крупнейшая в американской военной истории, лишь подтверждает это заключение», — соглашается Джордж Итон, аналитик сетевого журнала The New Statesman.