Вечером 15 июля Национальная телерадиокомпания Белоруссии показала в эфире Первого канала белорусского государственного телевидения эксклюзивное интервью с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Это интервью предварительно многократно анонсировалось, при этом Саакашвили называли «вождём грузинской революции».
Интервью, несмотря на многочисленные анонсы, длилось всего 12 минут. Саакашвили пришлось в быстром темпе ответить на вопросы о модернизации Грузии, о том, можно ли помирить Тбилиси и Москву, когда Грузия вступит в Евросоюз, о Южной Осетии и Абхазии и даже о гастрономических предпочтениях.
Саакашвили похвалил белорусскую внешнюю политику – в том числе за то, что официальный Минск до сих пор не признал Абхазию и Южную Осетию. «Мы проходили через разные периоды, но, когда нужно было поддерживать друг друга, Беларусь всегда нас поддерживала. Следует напомнить, когда объявили эмбарго на экспорт нашей продукции, я тогда ездил на саммит СНГ в Минск, и тогда это была очень горячая тема. И на саммите подносили нашу минеральную воду, и на банкете было наше вино, которое, кстати, и российские руководители с большим удовольствием пили. И между Тбилиси и Минском сейчас прямое авиасообщение, самое интенсивное», – сказал Саакашвили. «Беларусь и есть Европа. Просто надо интегрироваться, есть много препон на этом пути, много недопонимания, много вещей, конечно, надо переоценить. Но это процесс, который развивается, и в любом случае интеграция произойдет», — добавил грузинский президент.
По поводу России грузинский лидер выступил жестко: «Трудно понять, чего они хотели, потому что мы все время хотели пойти навстречу. Все время, когда мы что-то уступали, они хотели больше. И я думаю, что эта ситуация достаточно знакомая для всех остальных соседей России».
Тут же Саакашвили заявил о своей любви к российскому народу и русской культуре, заодно высказав опасение, что напряженные отношения между странами негативно скажутся на присутствии русской культуры в Грузии. «Я всегда говорил, что я, может, последний, а может, и предпоследний президент Грузии, который может цитировать Пушкина, Лермонтова, Бродского, Есенина», — погрустил Саакашвили.
Саакашвили припомнил России убийства Анны Политковской и Натальи Эстемировой, исчезновения «десятков тысяч» людей в кавказских республиках России.
И добавил уже по поводу российского телевидения: «Вдруг обнаружили, что в 90-х годах людоеды родились в Минске. Конечно, это печально и совершенно определенный привкус имеет. Привкус пропагандистской войны. Думаю, что это ничего не пройдет. […] Очень трудно объяснить, почему Беларусь – это вдруг проблема для России. Очень трудно объяснить, почему вдруг вспомнили, что в 90-х годах были проблемы».
В выпуске новостей, который на белорусском ТВ шел перед появлением Саакашвили, белорусские тележурналисты жестко прошлись по председателю Госдумы России Борису Грызлову, который 15 июля заявил, что «удивлён приглашением Михаила Саакашвили на белорусское телевидение. […] Те, кто предоставляет возможность Саакашвили чувствовать себя президентом, в том числе в другой стране, принимают решения, которые не могут повлиять на улучшение отношений с Россией».
Грызлова обвинили в попытке цензурировать белорусское информационное пространство.
Информационная война между Москвой и Минском началась около полумесяца назад, когда Лукашенко тянул с подписанием документов о вхождении в Таможенный союз и добивался выгодного для Белоруссии урегулирования долгового спора с «Газпромом». Телеканал НТВ, контролируемый газовым концерном, выпустил документальный фильм «Крестный батька»: Лукашенко обвинялся там в том числе в уголовных преступлениях. После этого белорусские депутаты несколько раз обвинили Россию в развязывании пропагандистской войны, а депутаты Госдумы, в том числе Грызлов, им охотно отвечали.
В начале недели, в Крыму на юбилее украинского президента Виктора Януковича, Лукашенко неофициально, но перед камерами встретился с Саакашвили. Пресс-службы президентов тогда сообщили, что «на встрече обсуждались перспективы развития отношений двух стран».
«Интервью Саакашвили, причем в прайм-тайм на первом государственном телеканале, – это ответ России на фильм «Крестный батька», — уверен минский политолог Алексей Толстой. «Крестный батька» из сетки вещания белорусского НТВ был вырезан цензурой, рассказывает эксперт, но «его уже посмотрели до четверти минчан: фильм смотрят на домашних компьютерах, он ходит по рукам на флешках и DVD-дисках, а по домашним компьютерным сетям вообще распространяется со скоростью вируса».
16 июля в вечерний прайм-тайм телеканал НТВ уже анонсировал вторую часть «Крестного батьки».
С другой стороны, Лукашенко использовал Саакашвили и для внутриполитических задач. Саакашвили после войны с Россией был настоящим кумиром белорусской оппозиции, рассуждает Толстой, которая в большинстве своем настроена антироссийски. «Теперь же Лукашенко устами белорусского государственного ТВ как бы заявляет: «Это я дружу с Саакашвили, а вы подите прочь», — говорит эксперт.
Президентская избирательная кампания в Белоруссии начинается в ноябре.