Французский президент Никола Саркози выступил в понедельник вечером в специальной передаче телеканала France 2. И, хотя Елисейский дворец накануне заверял, что глава государства будет говорить о проблемах Франции и укажет направление правительственной политики на ближайшие месяцы и годы, никто не сомневался, что Саркози приходится высказаться по поводу скандала вокруг его министра труда Эрика Верта и совладелицы косметической империи L'Oréal, богатейшей женщины Европы Лилиан Бетанкур. Предполагается, что Бетанкур наличными в конвертах передавала средства Верту и Саркози на нужды избирательной кампании. Это прямо запрещено законодательством. В обмен французские власти могли закрывать глаза на уклонение от уплаты налогов со стороны косметической компании.
«Я подготовился к обвинениям, — наступательно начал Саркози. — Когда начинаешь реформы, то затрагиваешь чьи-то интересы, ставишь в затруднительное положение некоторое число людей.
В ответ очень часто следуют ложные обвинения, и вот, как только начинается пенсионная реформа, меня начинают описывать как человека, на протяжении последних 20 лет ходившего к мадам Бетанкур за конвертами. Это постыдно».
В доме Бетанкур Саркози видели «два или три раза», сослался президент на заявления дворецкого бизнес-леди. И всякий раз политика приглашали на званые ужины, на которые приглашались несколько гостей. «Вы представляете меня за ужином, при всех возящегося с деньгами?» — заметил он.
А вот за министром Вертом Саркози признал некий конфликт интересов. Правда, заключается он не в том, что его супруга работала финансовым консультантом в империи Бетанкур, спонсировавшей президентскую кампанию Саркози и получившей налоговые льготы на €30 млрд, а в том, что Верт совмещает министерскую должность с постом главного казначея президентской партии «Союз в поддержку народного движения». В личной честности главы ведомства президент не сомневается, тем более что в воскресенье Генеральная финансовая инспекция (французский аналог Счетной палаты) обнародовала результаты своего расследования, снявшего с Верта все подозрения.
«Я ему полностью доверяю. Он останется министром, который защитит пенсионную реформу, — заявил Саркози. — Это честный и компетентный человек. Эти три недели нападок и лжи он пережил с достоинством».
Президент решил выступить как главный защитник принципов честной и открытой политики, предложив своим оппонентам «круглый стол» для выработки четких правил, которые впредь позволили бы избегать конфликта финансовых и политических интересов. По его словам, основные политические партии будут приглашены к диалогу уже на следующей неделе.
Анонсировал Саркози и «борьбу с привилегиями» по-французски. «Франция — не коррумпированная страна», — заметил он, но все-таки на верхах существует «некоторое попустительство: слишком много служебных квартир, служебных машин, плохих привычек». «Этому следует положить конец», — заявил Саркози.
Соратники президента его выступлением остались довольны. «Во имя общего блага Никола Саркози решительно показал, что не позволит отвлечь себя от исполнения своих обязанностей, — говорится в коммюнике, распространенном пресс-службой премьер-министра Франсуа Фийона. — С точностью и объективностью президент республики ответил на все слухи и поклепы. Все те, кто рассчитывал поколебать его авторитет и ослабить его волю к действию, остались в проигрыше. Глава государства спокойно и твердо показал, в чем заключается интерес Франции».
Даже часть противников главы государства соглашаются, что Саркози убедительно перевел стрелки с собственной персоны на общие для всей французской политической системы проблемы.
«Следует за ним признать, он очень умело провел свое политико-медийное контрнаступление с целью погасить переполох, спровоцированный делом Верта — Бетанкур», — пишет оппозиционная газета La Libération.
Саркози вышел из скандала с минимальными потерями, приходит к выводу издание, министру Верту пришлось отказаться лишь от поста партийного казначея. Противники Саркози не сомневаются, что скандал вокруг Верта и Бетанкур ждет своего продолжения. И этому они готовы поспособствовать.
Минувшим вечером оппозиционные социалисты «ждали разъяснений и решительных действий», но «не получили ни того ни другого», заявила в эфире France 3 председатель партии Мартин Обри: «Создавалось впечатление, что он (Саркози) находится в центре заговора». Отставка Верта с партийного поста, по словам социалистки, является прямым признанием существования конфликта интересов.
Нет ответа на главный вопрос — действительно ли Верт в 2007 году тайно получал от миллиардерши наличность для финансирования избирательной кампании своего шефа, президента Саркози.
Сам глава государства в эфире France 2 прямо обвинения в этом не опроверг. Ясность должен внести прокурор города Нантера, который проверяет заявления о «черной кассе» Елисейского дворца.