Вечером во вторник в Горках Дмитрий Медведев встречался с главой «Газпрома» Алексеем Миллером. «В соответствии с условиями контракта у нас есть все основания сократить объем поставки газа в Белоруссию пропорционально задолженности перед «Газпромом», — объявил о намерениях Миллер.
«Давайте тогда так поступим: с учетом того, что мы с Белоруссией взаимодействуем в партнерском ключе, дадим пятидневный срок для наших коллег для того, чтобы они определились, как вести себя дальше», — ответил Медведев.
«Вы выйдете на руководителей соответствующих белорусских структур, которые этим вопросом занимаются, и предложите им в кратчайшие сроки погасить задолженность, — поручил Медведев. — Если этого сделано не будет, тогда придется применять строгие меры».
Ранее «Газпром» официально сообщил, что задолженность «Белтрансгаза» за поставки газа на начала мая составляет примерно $192 млн. По данным Белстата, оглашенным во вторник, сумма долга иная — примерно $133 млн.
Задолженность Минска перед «Газпромом» за закупленный газ образуется уже второй год — из-за разнице в расчетах (вместо установленной российским концерном закупочной цены в $169 за тысячу кубометров Белоруссия перечисляет $150, наставая на необходимости ориентироваться именно на такую расценку).
На рубеже 2009—2010 гг. долг Минска за прошлый год в $240 млн также стал причиной угроз со стороны Москвы и был погашен.
Годом раньше санкции в виде сокращения поставок газа были применены к тогда «оранжевой» Украине, также задолжавшей за купленный для себя газ.
Медведев признал, что Александр Лукашенко обсуждал с ним долговые требования на встрече в пятницу: «Я разговаривал с Александром Григорьевичем. Он сказал, что это определяется трудным финансовым положением. Но, если честно, сейчас всем трудно, и у «Газпрома» много проблем».
Главной темой переговоров в пятницу был не газ: Лукашенко ездил на ужин к Медведеву и Владимиру Путину говорить о перспективах Таможенного союза, который должен заработать с 1 июля. Из-за нежелания Минска смириться с тем, что внутри союза будут по предложению Москвы сохранены невыгодные белорусам экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, белорусский парламент отказывается ратифицировать Таможенный кодекс. Переговоры в пятницу закончились безрезультатно, во вторник Таможенный кодекс опять не был поставлен в повестку заседания парламента. Ранее Москва официально уведомляла, что готова с 1 июля к старту Таможенного союза в усеченном составе — России и Казахстана.
Как говорит член консультативного совета при президенте Лукашенко Сергей Мусиенко, спровоцировать заявление российской стороны могло именно нежелание ратифицировать таможенные соглашения. Но истинная цель подобных заявлений — «желание реванша империи», продолжает он.
Политолог Кирилл Коктыш возражает: требование России не связано с последней заминкой в ратификации соглашения о Таможенном союзе. «В международных отношениях может происходить всякое, но я бы не стал настолько преувеличивать значимость этого события. От потепления к охлаждению отношения так быстро не переходят», — сказал эксперт.
«Подобный способ решения вопросов огорчает. Есть же нормальный порядок, цивилизованный, не надо постоянно бравировать тем, что мы вам вентиль сейчас перекроем», — говорит член консультативного совета при президенте Лукашенко Сергей Мусиенко.
По словам Мусиенко, из-за угроз российской стороны белорусские власти вряд ли пойдут на какие-то уступки. «Это уже входит в привычку, что мы вот сейчас поугрожаем и все испугаются. Мы уже устали от этого. Ну отключат пусть», — заявил он.