Дипломаты Совета Евросоюза всерьез озабочены расследованием смерти юриста Hermitage Capital Сергея Магнитского в бутырском СИЗО. Как стало известно в среду, еще 28 апреля вопрос о судьбе следствия вокруг Магнитского обсуждался во время официального раунда консультаций Совета Евросоюза и России в Брюсселе.
Консультации по правам человека между Россией и ЕС были придуманы еще пять лет назад, как двусторонние переговоры на министерском уровне по наиболее острым (как для России, так и для ЕС) вопросам прав человека.
От России в них обычно принимает участие один из заместителей министра иностранных дел.
По итогам обсуждения 28 апреля ЕС ограничился только общим пресс-релизом, в котором сообщалось, что «переговоры прошли в дружественной и конструктивной атмосфере».
Однако, как стало известно теперь, дипломаты ЕС в достаточно категоричной форме выразили неудовольствие ходом следствия. Детали переговоров раскрыл в среду докладчик Совета ЕС, который выступал на заседании подкомитета Европарламента по правам человека, обсуждавшего дело Магнитского, на слова которого сослался глава подкомитета Европарламента финский депутат Хейди Хаутала.
По словам докладчика от ЕС, в ходе консультаций представители Евросоюза потребовали от российской делегации объяснений по ряду существенных вопросов в отношении репрессивного преследования Сергея Магнитского сотрудниками МВД России.
Европейских чиновников интересовало, почему не расследуются действия следователей, сотрудников Министерства внутренних дел и судей, которые были ответственны за организацию незаконного ареста Сергея Магнитского, создание ему нечеловеческих условий содержания в СИЗО и отказ в предоставлении медицинской помощи, что в совокупности привело к его гибели. Кроме того, российской стороне был задан вопрос, «почему подполковник МВД Артем Кузнецов, против которого Сергей Магнитский дал обличающие показания о причастности к коррупции, а также подчиненные Кузнецова были включены в следственную группу по уголовному делу против Сергея Магнитского», произведя его арест, несмотря на прямой конфликт интересов, и «почему родственникам Сергея Магнитского было отказано в проведении независимой патологоанатомической экспертизы».
Реакция российской стороны не известна, в представительстве России в ЕС в Брюсселе в среду «Газете.Ru» не стали комментировать итоги консультаций.
Директор московского представительства Human Rights Watch Эллисон Гилл рассказала «Газете.Ru», что готовила материалы для консультаций по широкому кругу тем и, в частности, по судьбе дела Магнитского, и среди них были вышеуказанные вопросы. «То, что они их задали, очень хорошо», — заметила правозащитница. В то же время, по ее словам, неясно, что это может дать. «Механизм консультаций очень непрозрачный, и потом участвуют в них не люди, которые ответственны за эти решения, — работники прокуратуры, силовики, а дипломаты из МИДа, которые мало на что влияют», — добавила она.
В то же время вопрос о судьбе о Магнитского и заключенных в России может быть поднят на более высоком уровне — во время переговоров президентов России Дмитрия Медведева и Евросоюза Хервана ван Ромпея 31 мая — 1 июня в Ростове-на-Дону, когда пройдет саммит Россия — ЕС. Накануне Совет министров ЕС обсуждал подготовку к саммиту и увязал обсуждение переговоров с Москвой по безвизовому режиму с общей ситуацией в стране с правами человека и верховенством закона.
Вопрос о судьбе заключенных и, в частности, Магнитского остается одной из ключевых претензий Запада к Москве в настоящее время. Подкомитет Европарламента в своем заявлении указал, что имена конкретных сотрудников Министерства внутренних дел России, причастных к аресту, созданию пыточных условий содержания и смерти Сергея Магнитского в СИЗО хорошо известны, однако до сих пор они так и не привлечены к ответственности за свои деяния.
Ранее комитет сената США по иностранным делам рекомендовал госдепу запретить въезд на территорию США 60 российским чиновникам, причастным к гибели Магнитского.