Протестная активность автовладельцев не прошла незамеченной. В среду в Госдуму поступили поправки в закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», которые вводят обязанность подавать заявки на проведение публичной акции протеста для участников автопробегов. Изменения вносятся в п. 1 ст. 2 закона. Авторы инициативы — Сергей Марков («Единая Россия»), Михаил Емельянов («Справедливая Россия») и Павел Тараканов (ЛДПР) — предлагают прописать, что публичным мероприятием, подпадающим под требование закона, является любая мирная акция, «в том числе с использованием транспортных средств».
Это значит, что в случае принятия законопроекта организаторы автопробегов будут обязаны согласовывать свои акции с исполнительной властью субъекта. Сейчас такого требования в законе нет.
«Люди на транспортных средствах оказались вне правового поля, поэтому наша идея была в том, чтобы, сохраняя демократическую составляющую регулирования, уточнить его», — объяснил «Газете.Ru» свой замысел один из авторов законопроекта Марков.
В ч. 3 ст. 6 закона парламентарии предлагают указать, что участники публичного мероприятия обязаны соблюдать требования транспортной безопасности. Означает ли это, что движение колонны машин с включенными аварийными сигналами будет являться нарушением законодательства, авторы инициативы сказать затруднились. По словам Емельянова, суд должен будет решать в каждом конкретном случае, было ли нарушение.
«Проведение митингов не должно мешать остальным гражданам, но мы не можем предусмотреть всего. Если колонны в два ряда будут двигаться по загруженной дороге в час пик, естественно, это будет являться нарушением, но мы не можем прописать точное время, потому что мы не знаем где и когда может образоваться пробка», — пояснил «Газете.Ru» Тараканов.
В Федерации автовладельцев России (ФАР) «Газете.Ru» заявили, что в случае принятия законопроекта автопробеги в столице фактически будут запрещены.
«Наши пробеги, видимо, были замечены. Поправки направлены на то, чтобы в следующий раз мы не смогли провести свою акцию», — уверен президент ФАР Сергей Канаев. Он считает, что, если поправки будут приняты, власти будут переносить места проведения пробегов и отправлять автовладельцев за МКАД. «Пробеги будут регламентированы и фактически запрещены», — полагает он.
Это не все нормы, на которые обратили внимание депутаты. Изменения коснуться еще ряда статей.
В частности, депутаты предлагают дополнить ч. 2. ст. 5 закона пунктом 3, где хотят прописать, что организатором публичного мероприятия не могут являться лица, «считающиеся подвергнутыми административному взысканию» за участие в акции протеста.
Емельянов объяснил, что такой нарушитель не сможет организовывать митинги в течение года после получения наказания. По словам Тараканова, замысел в том, чтобы «нарушения не становились систематическими».
Кроме того, депутаты предлагают подправить ч. 1 ст. 10, в которой оговаривается, что организаторы могут проводить предварительную агитацию о месте и времени проведения публичной акции с момента подачи уведомления властям.
Парламентарии предлагают разрешить рекламировать только сам факт планируемого мероприятия. Время и место проведения акции организатором предлагается разрешить оглашать только после его согласования с властями.
«Сейчас можно агитировать с момента подачи заявки, мы предлагаем сохранить эту норму, но прописать, что нельзя использовать в агитации место проведения акции. А то потом власти отказывают, а организаторы говорят, что мы уже всех оповестили и люди все равно придут», — объясняет Марков.
Также депутаты предлагают указать в законе, что заявка на проведение акции протеста должна рассматриваться властями в течение трех рабочих дней, а не в течение трех дней, как зафиксировано в действующем законе.
Эксперты считают, что инициатива появилась не случайно.
По словам члена исполкома «Другой России» Марины Литвинович, инициатива скорее всего была спущена сверху, поскольку символичным в данном случае является состав подписантов. «Очевидно, что это не их инициатива. Набор фракций говорит о том, что это сделано, чтобы продемонстрировать, что все фракции вроде как готовы поддержать такие вещи. Обычно это делается по просьбе сверху», - заявила она «Газете.Ru».
По ее словам, закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не является идеальным, но эти изменения направлены на дальнейшее усиление контроля и усложнение жизни организаторам публичных акций.
«Они пытаются заткнуть дырки в законодательстве и сократить возможность для маневра при организации оппозиционных акций. Ничего хорошего в этом нет», - говорит она.
Между тем коллеги депутатов к идее законопроекта отнеслись скептически.
Так, по словам первого зампреда комитета по конституционному законодательству и госстроительству Александра Москальца, требование согласовывать акции автовлальцев является излишним. «Для них уже есть ПДД. Там указано и как двигаться колоннами и как можно это сделать и где разрешено. Другого нормативного акта вообще-то не требуется, если что-то и нужно менять, то уж в ПДД тогда», - заявил он «Газете.Ru».
По поводу инициативы о запрете упоминания о времени и месте проведения акции до ее официального согласования, Москалец заявил, что так можно закон «выхолостить до такой степени, что им вообще пользоваться будет невозможно».