Депутат-единоросс Анатолий Иванов внес в Госдуму проект поправок в КоАП, согласно которым использование спецсигналов на автомобилях будет возможно только «для выполнения неотложного служебного задания».
Поправки вносятся в ст. 12.17 КоАП, которая говорит о штрафах за непредоставление преимущества автомобилям со спецсигналами. В новой версии предлагается оговаривать, что речь идет не просто об автомобилях с мигалками, а о тех машинах, которые «используются для выполнения неотложного служебного задания». В ст. 12.20 КоАП вводится новое нарушение — «неправомерное использование при движении транспортного средства устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов». Иванов предлагает наказывать или водителя, включившего спецсигналы без должных оснований, (лишением прав на срок от полутора до двух лет), либо должностное лицо, отдавшее неправомерное распоряжение об использовании спецсигналов. Начальнику в таком случае будет грозить административный штраф в размере 20 тыс. рублей.
Проект вызван лакуной в законодательстве, поясняет «Газете.Ru» депутат: в ПДД есть упоминание о том, что право на использование спецсигналов имеют только автомобили, используемые для выполнения «неотложного служебного задания», однако в других законодательных актах — в КоАП и нормативных документах правительства — нет ни определения этого задания, ни оговоренной ответственности за использование маяков без наличия такого задания.
Практика судов показала, что при разбирательстве между простым водителем и водителем машины со спецсигналом обладатель мигалки автоматически признается правым, жалуется Иванов.
Благодаря поправке факт правомерного включения мигалки должен быть «предметом доказывания в суде», трактует автор законопроекта.
Определение «неотложного служебного задания » Иванов предложил отнести к компетенции федерального правительства. Оно должно описать термин в своих нормативных документах, говорит депутат.
В пояснительной записке к законопроекту депутат замечает, к примеру, что не считает каждодневную доставку чиновников на работу «неотложным служебным заданием».
«Например, можно отметить, что сотни автомобилей, которые ежедневно движутся утром по Кутузовскому проспекту города Москвы в сторону центра и вечером обратно, в сторону Рублево-Успенского шоссе, наверное, в большинстве своем не выполняют какое-то неотложное служебное задание, а попросту везут должностных лиц на работу и обратно», — аргументирует Иванов.
«У нас есть фотографии, как каждое утро чиновники привозят своих детей на служебных машинах в МГИМО, — приводит свою статистику лидер московского отделения Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев. – Один из служащих в администрации президента каждый день в час дня приезжает в фитнес-клуб, а потом выезжает оттуда, – и все это делается с включенными мигалками».
По мысли автора законопроекта, если в случае ДТП или при других обстоятельствах будет установлено, что водитель автомобиля даже при наличии разрешения на установку спецсигналов использовал их неправомочно, то наказание должно быть таким же, как и за незаконную установку специальных сигналов и последующее их использование.
Не уступившие дорогу машинам со спецсигналами могут быть привлечены «к административной ответственности только при условии, что такой автомобиль использовался для выполнения срочного служебного задания», предлагает Иванов.
Чиновник признает: закон вызван недавними скандалами, связанными с мигалками, историей с чиновником администрации президента Владимиром Шевченко, а также с общественным резонансом, который вызвала автокатастрофа на Ленинском проспекте в Москве, где от столкновения с машиной вице-президента «ЛУКойла» погибли две женщины.
По словам Иванова, проект внесен без согласования с фракцией «Единой России», но он уверен, что коллеги его одобрят «из-за того, что восполнение пробела в законодательстве необходимо». Прежде не все законодательные инициативы однопартийца поддерживались фракцией большинства. Иванов – выходец из «вазовского» профсоюза, избирается от Тольятти с 1999 года, входит во фракцию «Единой России», является членом комитета по труду и социальной политике.
«Законопроект предлагается в оправдание тому, что творится сейчас на дорогах, — считает Канаев. — Если у чиновника действительно есть неотложное задание – пусть выписывает авто со спецокраской, которое будет его сопровождать». Единственной мерой борьбы с незаконными мигалками должно быть оговоренное законом обязательство устанавливать их только на автомобили со спецокраской, считают в ФАР.
«Если в очередной раз власть будет контролировать сама себя, то ничего не изменится, и как ездили мигалки по любым делам, так и будут ездить», — заключил Канаев.