В субботу в двух российских регионах прошли массовые антиправительственные акции.
Митинг в Иркутске собрал, по разным оценкам, от 1 тыс. до 3 тыс. человек. В Самаре на улицы с требованием отставки губернатора Владимира Артякова вышли 1200 человек (по данным ГУВД ― 350). В обоих городах требовали отставки правительства Владимира Путина.
В Иркутске митингующие протестовали против возобновления работы Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Постановление об этом ранее подписал в начале года глава правительства Владимир Путин. ЦБК уже работает «в тестовом режиме» в течение двух месяцев и на ближайшие три года получил право прямого слива отходов своего производства в Байкал, а также их захоронения на берегах озера.
Акция была организована коалицией экологических объединений. К ней подключились ряд общественных организаций, включая объединение независимых профсоюзов «Соцпроф» и Иркутское отделение Всероссийского общества слепых, местную бурятскую общину, а также и ряд депутатов местного заксобрания. В Иркутск поддержать экологов приехали политики из Москвы ― лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин и сопредседатель движения «Солидарность» Владимир Милов. Среди протестующих были и активисты запрещенной партии Эдуарда Лимонова. Они держали черную растяжку «Народ. Байкал. Победа», давая новую расшифровку аббревиатуре Национал-большевистской партии (организация запрещена в России).
Главными врагами в речах выступающих стали Олег Дерипаска, которому принадлежит контроль над ЦБК, и премьер Путин, который как считают митингующие, покрывает деятельность олигарха.
Площадь перед дворцом спорта «Труд», где собрались противники ЦБК, охранялась в усиленном порядке.
Если 12-тысячный митинг в Калининграде 30 января охраняли только привычные омоновцы, то иркутские власти отправили в центр города бэтээры и оснащенные пулеметами российские «хаммеры» - ГАЗы 2975 «Тигр».
Накануне бросить все силы на обуздание протестов обещал замминистра внутренних дел Михаил Суходольский. По его словам, милиция должна готовиться к росту оппозиционных выступлений в связи с «текущей экономической ситуацией России». «Несмотря на то что работать придется в условиях реформирования всей системы МВД, в случае каких-либо просчетов в служебной деятельности отговорки на это со стороны руководителей территориальных органов внутренних дел не принимаются», ― заявил милицейский чиновник.
Одновременно с оппозиционной акцией в Иркутске под патронажем «Единой России» прошел контрмитинг ― в поддержку возобновления работы ЦБК.
В сквере им. Кирова, в километре от противников ЦБК, митинговали от тысячи до полутора тысяч человек под лозунгами «БЦБК ― наша жизнь» и «Спасибо правительству за возможность работать в Байкальске». Сторонникам закрытия завода был адресован плакат «Чемодан ― вокзал ― ЮНЕСКО».
Инициативу местной «Единой России» на этот раз поддержали ЛДПР и «Справедливая Россия» (в Калининграде региональные отделения партий присоединились к протестам). Из Москвы выступать перед митингующими был командирован депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой, разыскивающийся британским правосудием.
В Самаре, как заявляли организаторы, митинг должен был пройти в «защиту конституционных прав и свобод». Но счет властям предъявили за все: за рост тарифов ЖКХ, плохую инфраструктуру и провальную модернизацию «АвтоВАЗа». Звучали требования возвращения прямых губернаторских выборов и отставки главы региона Владимира Артякова.
Организаторами акции на площади Славы выступили движение «Воля», ряд общественных организаций, а также Всероссийский забастовочный комитет, пригласивший на акцию рабочих «АвтоВАЗа». До областной столицы добрались не все. Как рассказал координатор ВЗК Николай Николаев, несколько групп работников автоконцерна из Тольятти и Сызрани милиция заблокировала по дороге в город.
«Люди обсуждали вопрос, как жить дальше. Рабочие «АвтоВАЗа» заявили, что власти не занимаются их проблемой», ― рассказал после митинга Николаев.
Как заявили по итогам митинга в Самарском ГУВД, в отношении организаторов будут приняты меры по привлечению к административной ответственности. Милиционеры утверждают, что была нарушена статья 20.2 КоАП ― «Нарушение установленного порядка организации либо проведения митинга». В ходе акции представитель ассоциации «В защиту прав избирателей «Голос» Александр Лашманкин призвал граждан к повторению протестной акции 5 марта. А «это не было освещено в поданной заявке на проведения митинга», объяснил «Интерфаксу» представитель УВД. Кроме того, собравшиеся на 30 минут перекрыли одну из центральных улиц города ― Молодогвардейскую.